и Zv2 = < T2 х T2 >
- тезаурусы различных предметных областей то вероятна их изоморфность:
Zv1
»
Zv2
Предположение о справедливости данной гипотезы имеет большое практическое значение в рамках решения описываемой проблемы. Действительно, использование данного свойства тезаурусов позволило бы унифицировать и автоматизировать обработку образовательных областей, в процессе которой создаются электронные средства обучения. Кроме того, к числу таких обработок в полной мере относится и разработка содержания учебных курсов, что порождает однообразие методик организации педагогической деятельности.
Общеизвестно, что таблица, представленная выше для конкретизации тезауруса, на самом деле является графом Zvс вершинами ti
, а элементы viсоответствуют его ребрам. Однако, как показывает практика, графы с присущими им циклами (наличие в графе пути по ребрам от вершины к самой себе) не являются идеальной структурой для построения электронных версий тезаурусов, их обработки, а тем более для разработки каких бы то ни было средств обучения.[10] Решение данной проблемы, на наш взгляд, лежит в использовании специальных подграфов, которые получаются за счет удаления циклов из исходного графа-тезауруса.
Существует несколько способов преобразований графов, приводящих к ликвидации циклов. В их числе пренебрежение малозначимыми связями, объединение циклической конструкции в одну вершину и переформулирование соответствующего понятия, изменение критерия, лежащего в основе связывания понятий и другие приемы.
Согласно определения, известного из математической теории графов, замкнутый граф, не имеющий циклов, является деревом – графом, все вершины которого по отношению друг к другу являются родительскими или дочерними, в котором каждая дочерняя вершина имеет связь не более чем с одной родительской вершиной и в котором существует ровно одна вершина не имеющая родителей – корень дерева. Таким образом, построенный тезаурус образовательной области преобразуется в общепринятую древовидную структуру понятий, или, более кратко, иерархию, одно из определений которой предполагает, что иерархия – это замкнутый граф, не содержащий циклов.
Деревья-иерархии в явном виде отражают логическую подчиненность понятий, позволяют говорить об отношениях “общее-частное”, способах конкретизации понятий через понятия более низкого уровня и, что немаловажно, позволяют на практике осуществить идею автоматизации построения содержания электронных средств обучения.
Подобная автоматизация требует качественной программной поддержки. В рамках описываемой технологии разработаны программные компоненты, позволяющие строить и обрабатывать иерархии понятий. Одним из продуктов такой обработки являются электронные средства обучения. Кроме этого, программные средства манипулирования иерархиями понятий позволяют производить топологическое сравнение построенных электронным образом иерархий. Хотелось бы отметить, что первые шаги по построению подобных программных средств выявили широкую область применения электронных тезаурусов: электронная обработка иерархий, понятия которых снабжены дополнительной медиа-информацией, позволяет создавать унифицированные учебники и учебные пособия (бумажные и электронные), разрабатывать проекты учебных курсов по всем дисциплинам, создавать электронные сайты для размещения на средствах телекоммуникаций, планировать педагогическую и научно-исследовательскую деятельность и, наконец, использовать сами иерархии в компьютеризированном обучении.
Все указанные выше свойства присущи специализированному программному средству, получившему название «Информационный интегратор «Иерархия-2000» (рис. 1).
Рисунок 1.
Интегратор позволяет оперативно с максимальной визуализацией строить, редактировать, сохранять и обрабатывать любые иерархические структуры данных и сопровождающую их гипермедиа-информацию. Порождение информационных продуктов (в том числе и электронных средств обучения) на основе обработки иерархии понятий происходит в соответствии с принципами информационного интегрирования.
Основой представления данных в системе служит электронная иерархическая древовидная структура: для каждой образовательной области строится специальное дерево (иерархия), отражающее структуру и подчиненность понятий данной области. Вершинами такого дерева являются образы конкретных понятий, именуемые терминами. Некоторые из терминов обозначают родовые понятия, т.е. такие, которые объединяют (в том или ином смысле - в зависимости от содержания изучаемой области) группы видовых понятий. Видовые понятия, в свою очередь, могут оказаться родовыми для групп понятий следующего уровня иерархии.
Педагогические заметки:
Условия и пути организации творческой деятельности учащихся
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...
Факультативный курс для учащихся 8 класса по теме
«Четырехугольники на плоскости»
Разработанный факультативный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к математике, развитию их логического и аналитического мышления, математической интуиции. При его изучении внимание школьников акцентируется на практическое применение свойств и теорем в повседневной жизни ...
Суждения
Так не бывает Пожалуй, неверно Может быть Наверное, да Уверен(а), что да Обычно, все важные решения я принимаю без посторонней помощи. Я легко завязываю разговор с незнакомым человеком. Я никогда по собственному желанию не берусь за выполнение поручений. При подготовке к урокам довольно часто я чит ...