При проведении методики «Исключение слов» старшие дошкольники с нарушениями зрения экспериментальной группы проявляли повышенный интерес к выполнению задания.
Хорошие результаты показал Александр К. если на констатирующем этапе он получил всего десять баллов, то на контрольном восемнадцать баллов. У него средний уровень. Для других детей со средним уровнем было характерно серьезное отношение к проведению методики. Дети не отвлекались, было по два повтора у Романа Ж. и Ивана К.
У детей экспериментальной группы был обнаружен повышенный интерес к выполнению деятельности. Дошкольники работали с большим увлечением. При выполнении задания допускали меньше ошибок. Можно отметить то, что увеличился объем выполненного задания и качество выполнения. В группе не было случая, когда ребенок отказался выполнять задание, как это было на констатирующем этапе. После проведения занятий, направленных на развитие мыслительных операций, работы детей отличались аккуратностью и быстрым выполнением. Также наблюдалось доброжелательное, дружелюбное отношение к сверстникам и вербальное комментирование своих действий. Можно отметить, что после формирующей работы у детей с нарушениями зрения не возникали трудности с понимание инструкции.
Иная картина наблюдается у детей контрольной группы, а именно учащихся с высоким уровнем не выявилось как на констатирующем, так и на контрольном этапах.
У детей контрольной группы встречался отказ от выполнения задания. Не все дошкольники понимали смысл задания. Невнимательно слушали взрослого, отвлекались. Испытуемые контрольной группы не проявляли особого интереса, эмоциональной активности при выполнении задания, испытывали значительные трудности при выполнении задания: с трудом понимали инструкцию, начинали выполнять только после подсказок экспериментатора.
Наглядно результаты распределения итогового показателя испытуемых по двум методикам можно представить на рисунке 3.
Рисунок 2 – Сравнительные показатели динамики уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет экспериментальной группы
Из рисунка видно, что произошла динамика развития мыслительных операций
испытуемых с высоким уровнем увеличилось на 10%, со средним уровнем – увеличилось на 40%, с низким уровнем уменьшилось на 50%.
В контрольной группе следующие показатели:
Рисунок 3 – Сравнительные показатели динамики уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения контрольной группы
Из рисунка видно, что в контрольной группе показатели улучшились незначительно: со средним уровнем увеличилось количество детей на 20%, с низким уровнем уменьшилось на 20%.
Исходя из качественной интерпретации результатов контрольного этапа, мы подошли к выводу, что у большинства старших дошкольников с нарушениям зрения экспериментальной группы появилось умение качественно анализировать, классифицировать предметы по существенным признакам, выделять и сравнивать различные свойства и качества окружающих объектов, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Дошкольники данной группы значительно опережают своих сверстников по всем показателям развития продуктивного мышления. Дети довольно коротким путем приходят к выделению существенных признаков искомой закономерности.
Педагогические заметки:
Умственное воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...
Этапы развития профессионального самосознания и особенности
профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...
Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...