Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата. Компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.
Однако применения компьютеров в учебной практике имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы.
Один из первых и самый главный отрицательный фактор – это нагрузка на зрение школьника. Весь смысл работы с дисплеем компьютера - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить чертёж, а это - тяжелейшая зрительная работа. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинок на экране дисплея. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли.
Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. Изображение букв, цифр и рисунков на экране дисплея составлено не из непрерывных линий, как на бумаге, а, подобно мозаике, из точек, к тому же светящихся и мерцающих. Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книге, в связи с эти длительное чтение или разглядывание картинок и чертежей с экрана монитора вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией дисплея.
Неограниченное по времени просиживание перед экраном телевизора или компьютера требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Частая утомляемость зрения приводит к появлению головной боли, дети становятся вялыми и раздражительными. Чрезмерная работа за компьютером может усугубить проблемы со зрением.
Зрительный аппарат ребенка несовершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко определяют допустимое время его работы на компьютере - в зависимости от возраста. Детям в возрасте 7-8 лет можно находиться перед экраном монитора до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. Для устранения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображения на экране компьютера были четкими и контрастными. Необходимо исключить возможность попадания яркого электрического или прямого солнечного света на экран, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстом, для снижения напряжения глаз, предпочтение желательно отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50-70 см. Одновременно за компьютером может заниматься только один ребенок, так как, если допустить занятия в паре или в группе, для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Так же рекомендуется проводить зрительную гимнастику, которая является эффективной профилактической мерой. Ее проводят через 7-8 минут от начала работы школьника на компьютере и после её окончания. Гимнастика проводится около одной минуты, такая процедура проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза. Однако не стоит забывать, что проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
У детей, работающих на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере
Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника.
Педагогические заметки:
Теория профориентации
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют ...
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...
Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка сл ...