Рис.5. Какие насекомые появляются весной первыми?
Рис.6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?
Учащиеся экспериментальной группы считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (20%), беркут (10%), олень (10%).70% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (Рис.6), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов. 60% детей не смогли назвать растения, охраняемые в нашей местности.2% назвали валериану, столько же назвали ландыш, 20% - кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник. Данные диаграммы (рис.7) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных.
Рис.7. Назовите растения, охраняемые в нашей местности
60% детей не знают, что такое фотоохота. 20% дали неточный ответ.80% не дали никакого ответа. Приведенные данные (рис.8) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты - фотоохота (рис.8).
Рис.8. Что такое фотоохота?
Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 20% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья.80% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис.9), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы.
Рис.9. Что могут сделать дети для охраны природы?
В целом, вырисовывается следующая картина: для детей экспериментальной группы на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в селе Саломатино дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух. Из животных, занесённых в "Красную книгу", дети смогли назвать бобра; из растений - кувшинку белую. Большая часть детей не знает, что такое фотоохота. Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.
Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для разработки соответствующей системы внеклассных мероприятий.
Формирующий эксперимент
В Саломатинской средней школе проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей младшего школьного возраста. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время.
На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.
Каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. Это заставило нас выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы Саломатинской средней школы нет предмета "Экология", определенная система работы по экологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошие результаты.
Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах и олимпиадах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира. Здесь все зависит от мастерства педагога, который поставленные воспитательные цели взаимообуславливает, конкретизирует, "вплетает" в канву других уроков, привлекает к творческой деятельности детей, тем самым прочно закрепляет полученные раньше экологические знания. Главной и неотъемлемой составляющей экологического образования и воспитания младшего школьника является определенная выработанная система внеклассных занятий.
Педагогические заметки:
Векторные диаграммы импульсов в задачах о
столкновениях частиц
Остановимся на механическом описании процессов неупругого и упругого соударений, имеющем прикладное значение в разных разделах физики. Рассмотрим сначала "самопроизвольный" (без воздействия внешних сил) распад частицы на две составные части - на две частицы, движущиеся после распада незав ...
Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Я.Л. Коломенски ...
Методологическая основа по подготовке и проведению игр
Затеять увлекательную игру, заинтересовать ею играющих, обеспечить ее успех – все это приобретается опытом, требует определенных знаний и навыков. Перед тем, как проводить игру, необходимо придумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры. необходи ...