Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства

Страница 1

Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью и не предполагает закрепления полученных ранее знаний.

Структура занятия включала в себя две темы. Первая тема была направлена на коррекцию и развитие лексико-грамматического строя речи, в нее также входили задания по развитию стереогнозиса («волшебный мешочек), зрительной памяти («что изменилось?», «опиши куклу»), мелкой моторики («пальчиковая гимнастика», «конструирование из спичек»), мышления («4-й лишний», «логический поезд»), конструктивного праксиса («конструирование из спичек»), развитие дыхания («волшебный ветерок»), восприятия («разрезные картинки»), артикуляционной и мимической мускулатуры и нормализация тонуса («фронтальная артикуляционная гимнастика»).

Вторая тема включала работу по формированию и коррекции личностной и эмоционально-волевой сфер. Задания и игры на начальных этапах работы были направлены на сплочение и объединение группы, на устранение застенчивости и робости, на активизацию коммуникативных способностей. (Игра «клубочек», «дотронься до»).

Далее вводятся упражнения по кинезитерапии, которые снимают психо-эмоциональное напряжение, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение, формируют чувство темпа и ритма, активизируют творческое воображение и мышление («сочини свой танец», «лесная зверобика», «танец цветов» и т.д.). Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движений детей. Положительный эмоциональный фон урока создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности. Шильдер писал о танцевальной терапии: «Между последовательностью мышечных усилий (лежащих в основе любых выразительных движений) и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике…». Именно по этому нужно использовать в развитии детей не только методы воздействия на их сознание и мышление, но и телесные и танцевальные методы, отвлекающие контроль сознания над телом.

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей, с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксацией

(«волшебный сон», «кулачок»).

В занятия по кинезитерапии параллельно вводились упражнения по музыкотерапии («слушаем музыку»). Известный деятель музыкального воспитания В.И.Шацкая указывает на то, что способность эстетически воспринимать музыку, слышать основное в ее содержании, сопереживать отражающимся в ней чувствам, понимать значение выразительных средств – все это не является природными способностями человека, а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности. В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух поддерживает желание слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней.

На следующем этапе работа была направлена на развитие эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных качеств личности, это осуществлялось с помощью куклотерапии и имаготерапии. Дети смотрели кукольные представления, и это способствовало формированию волевых качеств, эмпатийных отношений, умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других, осознания необходимости выполнять правила этикета («беседа о вежливых словах», «доброта и жадность», «бережное отношение к природе», «беседа о дружбе»). В занятие включались сценки-этюды, помогающие детям освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни («разыгрывание ситуаций», «связующая нить», «хорошее настроение» и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...

Модель устоявшегося мышления формирования навыков
Это устоявшееся мышление основано на представлении о знании, как наивысшей ценности. В то время как во многих исследованиях «высказано мнение о том, что в долгосрочной перспективе эмоциональный интеллект является более значимым фактором успешного общения, взаимоотношений и лидерства, чем ментальный ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru