Патриотическое воспитание подрастающего поколения осуществляется в процессе включения учащихся и молодежи в активный созидательный труд на благо своей Родины, своего региона; формирования чуткого отношения к истории Рязанщины, ее культурному наследию, обычаям и традициям рязанского народа; воспитания готовности к защите Родины: укреплению ее чести и достоинства, к установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, к изучению обычаев и культуры разных эпосов. Данная тема очень актуальна в наше время.
Содержание патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности должно реализовываться при помощи многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет работа по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Сегодня особенно важно, чтобы воспитание патриотов стало составной частью воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование.
Степень научной разработанности проблемы
В основу нашей работы легли ведущие идеи исследований по проблемам патриотического воспитания.
В российской науке проблеме патриотического воспитания посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Эти идеи высказывались в работах К.Д.Ушинского, который считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".
В педагогических трудах А.С.Макаренко раскрывается сущность воспитания патриота-гражданина, личности, способной подчинить свои интересы коллективному делу, способной на производительный труд на благо Отечества.
В педагогической теории В.А.Сухомлинского понятие "Родина" является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: "Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье". Особое внимание в патриотическом воспитании В.А.Сухомлинский уделяет родному языку, родной природе и труду.
В современной науке не сложилось еще единого мнения по вопросу о сущности патриотизма. Согласно Л.И.Мищенко, патриотизм есть совокупность чувств, принципов и качеств. И.Ф.Харламов определяет патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения. По его мнению, "патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость". Поэтому важно развивать у учащихся любовь и гордость за свою Родину, гражданственность, активную жизненную позицию, осознание своего долга перед обществом.
В зарубежной педагогике вопросы патриотического воспитания рассматривались в трудах Сократа, Демокрита, Я.А.Коменского, К.А.Гельвеция и других.
Объектом данного исследования является патриотическое воспитание младших школьников.
Предметом является деятельность Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников.
Цель работы - разработать программу патриотического воспитания младших школьников "Без прошлого нет будущего".
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
раскрыть сущность патриотического воспитания;
изучить социально–педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать деятельность Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников;
провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников.
Методы исследования
изучение литературы;
опрос;
анкетирование.
База исследования
Путятинский Центр народного творчества.
Практическая значимость работы
Практическая значимость исследования состоит в разработке технологического аспекта патриотического воспитания младших школьников; в разработке программы патриотического воспитания младших школьников.
Материалы данной работы могут быть полезны всем педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, руководителям учреждений культуры, специалистам научно-методических центров, музейным и библиотечным работникам, а также другим специалистам, занимающимися вопросами патриотического воспитания младших школьников.
Педагогические заметки:
Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...
Компетентностный подход в профессиональном образовании России
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, ...
Ритмический слух как основа музыкальности
Музыка - искусство временное - всегда считалась средоточием ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Ритм (от греческого ritmos - теку) - это последовательное чередование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности, является третьим важнейшим элементом музыкально ...