Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе

Информация о педагогике » Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе

В начале третьего тысячелетия общество столкнулось с серьезнейшими проблемами своего развития, среди которых особое место занимает нарастание эколого-экономического и экономического кризисов, имеющих серьезные негативные последствия как на локальном, так и глобальном уровнях.

В 70-е годы ХХ в., резко обострившиеся эколого-экономические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Иными словами, перед человечеством на современном этапе встают во весь рост принципиально новые проблемы, которые в перспективе должны увязаться вокруг одной комплексной задачи – рационального управления всей совокупностью природных условий общественного развития.

Следовательно, общество ставит одновременно как экономические, так и эколого-экономические задачи, решение которых должно осуществляться во взаимосвязи, а это требует экономических перемен и в технике, и в управлении, и, самое главное, в образовании подрастающего поколения.

Исходя из кардинальных изменений в экономическом развитии общества и эколого-экономических преобразований в мире, возникает потребность в исследовании системы формировании эколого-экономических ценностных ориентаций школьников.

Формирование системы ценностных ориентаций школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, - одна из задач общественных институтов, в первую очередь школы. Понимая социальную адаптированность человека как принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия, на первый план выдвигается вопрос теоретической разработке проблемы эколого-экономической формации в аксиологическом аспекте, а также методов формирование системы эколого-экономических ценностей.

Формирование ценностных ориентаций личности, т.е. механизма превращения общественных ценностей в мотивы поведения, в органический элемент ее жизнедеятельности – многосторонний и комплексный процесс, на который необходимо акцентировать внимание в школе.

Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период младшего школьного возраста. О том, что именно здесь, а не в более раннем возрасте формируются ценностные отношения, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования — достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта. Появление убеждений в этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Тема работы актуальна тем, что можно с уверенностью говорить о целесообразности формирования эколого-экономических ценностей младших школьников, где эколого-экономические ценности рассматриваются нами как система ценностных отношений, определяющих оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы.

Это обстоятельство обусловило выбор темы нашего исследования, ко­торое обращено к решению следующей проблемы «Какие же педагогические возможности более эффективны для полноценного эколого-экономического образования младших школьников?». Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: существующие учебные программы и конкретные уроки по разделу эколого-экономическому образования.

Предмет исследования: процесс формирования эколого-экономических знаний, умений и навыков у младших школьников.

В соответствии с целью и проблемой исследования поставлены следую­щие задачи:

– проанализировать и выявить уровень эколого-экономических знаний, умений и навыков в процессе уроков;

– раскрыть способы преобразования урока и учебной программы по эколого-экономическому образованию, чтобы по­высить в его контексте качество эколого-экономического образования;

– провести экспериментальную проверку преобразованного урока и учебной программы на его эффективность для улучшения качества эколого-экономического образования младших школьников;

Методы исследования:

– анализ теоретических источников по теме исследования;

– обобщение передового опыта ученых-педагогов;

– наблюдение;

– беседа;

– анкетирование;

– поиск решения педагогических ситуаций;

– анализ работы детей;

– педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

1 этап: подбор и изучение литературы;

2 этап: проведение опытно-экспериментальной работы;

3 этап: обобщение и анализ полученных данных.

Педагогические заметки:

Музыкальные игры. Музицирование
Учите малыша нажимать одним пальчиком на клавишу фортепиано (если оно есть у вас дома). Если малыш попытается давить всеми пальцами сразу или кулачком, немедленно прекратите игру с инструментом. На следующий день повторите попытку научить нажимать одним пальчиком (поначалу вам придется делать это, ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руковод ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru