Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г.
Целью
данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функций у дошкольников с дизартрией.
Логопедическое обследование проводилось по традиционной логопедической методике с использованием рекомендаций Трубниковой Н.М. [46], поскольку они содержат подробный план логопедического обследования детей, что позволяет получить в ходе работы наиболее достоверные результаты. Подробное описание обследования представлено в приложении №1.
Обследование состояния звукопроизношения также проводилось с использованием наглядного материала из логопедического альбома Иншаковой О.Б.
Логопедическое обследование началось с изучения медицинской документации. Были изучены речевые и медицинские карты детей, с целью сбора необходимых анамнестических данных.
Параллельно с изучением документации была проведена беседа с воспитателем и логопедом в связи с уточнением некоторых данных, таких, как: сбор сведений о личностных особенностях детей, их эмоциональном и физическом развитии, социальных условиях и т.д.
После завершения подготовительной работы проводилось непосредственно само логопедическое обследование. У каждого ребенка было изучено состояние:
1) общей моторики:
исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб;
исследование произвольного торможения движений;
исследование статической координации движений;
исследование динамической координации движений;
исследование пространственной организации двигательного акта;
исследование темпа;
исследование ритмического чувства.
2) мелкой моторики:
1. Исследование статической координации движений;
2. Исследование динамической координации движений
3) артикуляционной моторики:
исследование двигательной функции губ по словесной инструкции;
исследование двигательной функции языка;
исследование двигательной функции челюсти;
исследование продолжительности и силы выдоха;
исследование символического праксиса;
4) обследована фонетическая сторона речи, включающая в себя звукопроизношение и просодическую сторону речи;
1. Голос;
2. Темп речи;
3. Дыхание
5) также было изучено состояние функций фонематического слуха, слоговой структуры слова;
1. Опознание фонем;
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустически признакам;
3. Повторение за логопедом слогового ряда;
4. Выделение исследуемого звука среди слогов, слов;
5. Называние картинок и определение отличий в названиях;
6. Определение места исследуемого звука в слове;
6) обследован звуковой анализ слова:
1. назвать первый ударный гласный звук;
2. выделить последовательно каждый звук в словах;
3. определить последний согласный звук в словах;
4. выделить согласный звук из начала слова;
5. назвать ударный гласный звук в конце слова;
7) кроме этого проверялось состояние грамматического строя речи:
1. понимание грамматических форм;
2. обследование слов, обозначающих предметы;
3. название признаков предмета;
4. название времен года;
Более подробно задания представлены в приложении: в речевой карте обследуемого ребенка.
При проведении логопедического обследования необходимо учитывать следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:
Педагогические заметки:
Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...
Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильн ...
Из истории развития природной среды в условиях детского сада
Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским п ...