Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г.
Целью
данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функций у дошкольников с дизартрией.
Логопедическое обследование проводилось по традиционной логопедической методике с использованием рекомендаций Трубниковой Н.М. [46], поскольку они содержат подробный план логопедического обследования детей, что позволяет получить в ходе работы наиболее достоверные результаты. Подробное описание обследования представлено в приложении №1.
Обследование состояния звукопроизношения также проводилось с использованием наглядного материала из логопедического альбома Иншаковой О.Б.
Логопедическое обследование началось с изучения медицинской документации. Были изучены речевые и медицинские карты детей, с целью сбора необходимых анамнестических данных.
Параллельно с изучением документации была проведена беседа с воспитателем и логопедом в связи с уточнением некоторых данных, таких, как: сбор сведений о личностных особенностях детей, их эмоциональном и физическом развитии, социальных условиях и т.д.
После завершения подготовительной работы проводилось непосредственно само логопедическое обследование. У каждого ребенка было изучено состояние:
1) общей моторики:
исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб;
исследование произвольного торможения движений;
исследование статической координации движений;
исследование динамической координации движений;
исследование пространственной организации двигательного акта;
исследование темпа;
исследование ритмического чувства.
2) мелкой моторики:
1. Исследование статической координации движений;
2. Исследование динамической координации движений
3) артикуляционной моторики:
исследование двигательной функции губ по словесной инструкции;
исследование двигательной функции языка;
исследование двигательной функции челюсти;
исследование продолжительности и силы выдоха;
исследование символического праксиса;
4) обследована фонетическая сторона речи, включающая в себя звукопроизношение и просодическую сторону речи;
1. Голос;
2. Темп речи;
3. Дыхание
5) также было изучено состояние функций фонематического слуха, слоговой структуры слова;
1. Опознание фонем;
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустически признакам;
3. Повторение за логопедом слогового ряда;
4. Выделение исследуемого звука среди слогов, слов;
5. Называние картинок и определение отличий в названиях;
6. Определение места исследуемого звука в слове;
6) обследован звуковой анализ слова:
1. назвать первый ударный гласный звук;
2. выделить последовательно каждый звук в словах;
3. определить последний согласный звук в словах;
4. выделить согласный звук из начала слова;
5. назвать ударный гласный звук в конце слова;
7) кроме этого проверялось состояние грамматического строя речи:
1. понимание грамматических форм;
2. обследование слов, обозначающих предметы;
3. название признаков предмета;
4. название времен года;
Более подробно задания представлены в приложении: в речевой карте обследуемого ребенка.
При проведении логопедического обследования необходимо учитывать следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:
Педагогические заметки:
Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной
компетенции учащихся на уроках русского языка
Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в фо ...
Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой
культуры речи
Итак, обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением, безусловно, необходимо проводить параллельно с обучением звуково ...
Анализ современного состояния патриотического воспитания
военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных
открытой печати
Анализируя результаты проведенных в 2005-2010 годах социологических исследований ценностных ориентаций военнослужащих, можно выделить 4 группы ценностей: 1) общенациональные, патриотические; 2) военно-корпоративные; 3) личностные материальные (меркантильные); 4) познавательные (эвристические) - хар ...