Поскольку коррекционная работа проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо учитывать их ведущий вид деятельности в этом возрасте – игровой. По данным Д.Б. Эльконина [64], развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка.
5) Онтогенетический принцип:
позволяет специалисту более качественно проводить изучение ребенка и на основе этого определять методы коррекционной работы, с учетом последовательности появления форм и функций речи и видов деятельности ребенка в онтогенезе.
6) Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта:предполагает определение в каждом конкретном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения и выделение ведущих расстройств, а также соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта, т.к. это помогает правильно определить структуру дефекта и объем коррекционной работы. Поэтому, принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, является основополагающим в логопедической работе в целом.
7) Принцип обходного пути:
позволяет организовать коррекционную работу с учетом сохранных функций, и осуществлять перестройку деятельностных функций, т.е. осуществлять формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего или нарушенного звена на основе только сохранных функций, что позволяет постепенно вовлекать в коррекционный процесс и нарушенные функции. Это позволяет проводить коррекцию быстрее, и создавать положительный психологический настрой на коррекционную работу самого больного.
Содержание коррекционной работы
базируется на основании логопедического заключения детей: ОНР III уровня и псевдобульбарная дизартрия. Так же необходимо учитывать полученные результаты обследования и принимать во внимание все индивидуальные особенности развития речевых и неречевых функций обследованных детей.
Направления коррекционной работы:
- Развитие общей моторики. Совершенствование статической и динамической организации движений, двигательной памяти, переключаемости и темпа движений.
- Развитие произвольной моторики пальцев рук. Совершенствование организации движений и дифференциации движений пальцев обеих рук.
- Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование объёма и дифференциации движений мышц лица.
– Развитие моторики речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата. Формирование навыков самоконтроля на основе кинестетического контроля и осознания механизма правильного движения.
- Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных звуков.
- Развитие функций фонематического слуха и звукового анализа. Обучение различению, выделению звуков, слогов в речи, определение места, количества, последовательности звуков и слогов в слове.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление, уточнение и активизация словаря по лексическим темам: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, птицы, игрушки, цветы, одежда, обувь, посуда, весна, лето и так далее. Обогащение словаря антонимами, синонимами, и освоение слов, обозначающих признаки предметов и действий. Развитие навыков использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов, формирование умения пересказывания текстов.
Педагогические заметки:
Из истории использования
искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...
Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...
Трудности, связанные с источником информации
В процессе обучения аудированию используются аудиовизуальные и аудитивные источники информации. К аудиовизуальным источникам информации относятся: изобразительная наглядность (картины, слайды), сопровождаемая рассказом учителя, озвученные диафильмы и кинофильмы, телевидение и речь учителя. К аудити ...