Социо-культурная среда современной сельской местности

Страница 3

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

В последние годы все ярче проявляется тенденция обособления социальных групп по возрасту, уровню образования, характеру деятельности. Выделяется молодежь, ориентирующаяся на городскую культуру, и старшее поколение, являющееся носителем культурных традиций. Между ними все больше теряется преемственность. Молодежь обособляется в кругу своих сверстников, недооценивает советы старших, их знания, ценности, нормы и образцы жизни. А старшее поколение уже не решается учить молодых от растущего осознания собственного несовершенства, что приводит к постепенной утрате традиций народной культуры.

Ориентация на те или иные ценности во многом зависит от типа поселения. В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи – носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.

Михайловой Л.И. были проведены исследования потребностей и интересов жителей сел Пермской области, а так же их отношений к народному художественному творчеству, к классическому и современному искусству. Как выяснилось, в селах сохранились и продолжают бытовать различные празднично – обрядовые формы народной художественной культуры. Это Масленица, что отмечают 84% респондентов; свадебные - 85%; похоронные и поминальные обряды – 77%; Пасха – 71%; Троица – 70%; рождение и крестины – 66%; рождественские праздники – 61% и другие. Известно, что праздники и обряды являются формой бытования народных песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, фольклорного театра и многих видов декоративно – прикладного искусства. Именно сохранившиеся праздники и обряды во многом определяют бытование народных песен, частушек –81%; танцев и плясок – 64%; инструментальной игры – 63%. Из декоративно – прикладного творчества развиваются кройка и шитье – 76%; вышивка – 69%; узорное вязание на спицах – 68%; крючком – 54%, а также строительство домов – 67%; резьба по дереву – 64%; изготовление мебели и предметов быта – 48%. Народная художественная культура сохранилась в жизни и быту, что отмечают 53%. Однако большинство жителей видит изделия или слышит произведения по телевидению – 83%; по радио – 64%; на сценах учреждения культуры – 54%; на улицах и площадях – 46%. Эти данные свидетельствуют о приобщении респондентов в основном к вторичным формам народного творчества через их исполнение на сценических площадках, что трудно отнести к собственно фольклору, связанному с трудом и бытом.

Интересные данные получены о музыкальных предпочтениях жителей села. Среди слушателей музыки 54% предпочитают современную эстрадную, то есть массовую, песню и лишь потом народную – 46%. А вот поют прежде всего народные – 65%; популярные лирические песни прошлых лет – 49%; частушки – 45% и лишь 41% - современные эстрадные песни. Это обусловлено недостаточной доступностью прослушиваемых песен для исполнения, отсутствием певучести, что более характерно для народных и лирических песен. Другая картина наблюдается в отношении к танцам. Население смотрит самые различные танцевальные программы: народные, современные, бальные, танцы на льду. Процент ответивших колеблется от 42 до 44. Молодежь больше исполняет современные эстрадные, люди зрелого возраста – народные танцы и пляски. Данные исследования свидетельствуют о распространении в условиях села наряду с народной культурой современных видов жанров искусства, однако их возможности ограничены.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов
Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно ...

Средние нормы речевого развития ребенка
словарный грамматический речь дословесный Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно м ...

Личностно-ориентированные технологии в школьном курсе информатики
В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic edication, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, г ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru