Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.
Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Права и достоинство ребенка защищает международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка, разработал следующие документы:
Декларация прав ребенка (1923)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям.
Право - это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувства веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на его самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребенок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.
В слабых, трогательных руках малыша – наше будущее, завтрашний день, завтрашняя судьба человечества. Поэтому уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам детей и необходимо помочь им. Скорее всего, в ближайшем будущем государство не сможет обеспечить помощь детям России путем создания ряда специальных служб. Поэтому главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, которые уже сейчас могут встать на охрану прав и достоинства маленького ребенка.
Обеспечение охраны прав детей – это не только глобальная проблема мирового сообщества. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения – детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в Законе «Об образовании». В результате, система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня – международный, федеральный, региональный и локальный, который соответствует уровню каждого детского сада.
Анализ нормативно-правового обеспечения прав детей позволяет сделать вывод, что в настоящее время количество и номенклатура прав ребенка, учитываемых на всех уровнях, сохраняется примерно одинаковой.
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных воздействий.
Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях.
Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители).
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно сроиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций. Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним. В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов. Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).
Педагогические заметки:
Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках
русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...
Роль проблемно-поискового метода в организации исследовательской
деятельности учеников
Развить интерес к чтению можно лишь при одном условии - каждый урок зарубежной литературы должен быть интересным. Нужно, чтобы ученики думали и искали. Одним из путей решения этой проблемы есть проблемно поисковый метод, или организация самостоятельной исследовательской работы. Эта проблема прошла ...
Написание сочинений и рефератов по истории
Параллельно с культурой устной дискуссии на уроке и культурой домашнего чтения у школьников должна формироваться культура письменных домашних сочинений по истории. В сочинениях от учеников требуется выразить личное отношение выбранного ими героя к событиям и людям, с которыми тот сталкивался. Приме ...