Форма занятий подвижная и менялась в зависимости от поставленных задач. Занятия включали нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большую часть времени уделяли сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использовали устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.
Также совместно с детьми были сделаны индивидуальные книжки «Права ребенка» и книжка-раскладушка «Ваши права», где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности. Отрадно, что в повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на «Права ребенка».
Работа с родителями строилась по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей. В рамках работы по этому направлению осуществлялась передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использовали следующие формы работы с родителями: родительское собрание «Защита прав и достоинств ребенка в детском саду» (Приложение 11); индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?» (Приложение 12), «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); лекция «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей»; информационный стенд «Права ребенка», фотовыставка «Моя жизнь в детском саду»; памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Пять рецептов избавления от гнева», «Четыре заповеди мудрого родителя».
Второе направление — продуктивное общение. В рамках работы по этому направлению использовали такую форму, как совместное творчество: рисование на темы: «Рисуем вместе с мамами», «Рисуем вместе с папами»; поделки для выставки на тему: «Творим всей семьей»; конструирование на тему: «Мой дом»; сочинение на тему: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; презентация семейных проектов «Я и мое имя»; составление генеалогического древа; оформление альбома «Кто я?»; спортивный праздник «Вместе дружная семья». Такие мероприятия выступали интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменили ценностные установки семьи; сблизили взрослых и детей.
Педагогические заметки:
Психолого-педагогические основы обучения
В рамках рассматриваемой проблемы так же представляется актуальным рассмотреть психолого-педагогические аспекты обучения для создания электронного учебного пособия. Одним из достоинств электронных средств обучения и, в частности, электронных учебных пособий, относят индивидуальный темп обучения. Ра ...
Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле ...
Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...