В возрасте одного месяца
ребенок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Реакция сосредоточения на речевое общение. Крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки.
В возрасте двух месяцев ребенок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.
В возрасте двух месяцев
появляется улыбка при общении. Поворачивает голову на человеческий голос. Реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать, или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными.
Когда ребенку исполняется три месяца
, хорошо заметен так называемый "комплекс оживления". Когда к ребенку обращаются, он затихает или оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки.
В четыре месяца
ребенок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен. В этом же возрасте появляется гуление.
Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г, м]. Согласноподобные звуки гуления имеют гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение, что и отражается в терминах "гукание", "воркование", "гуление". подобные элементы обычно палатализованы, т. е. звучат мягко.
Звуки гуления, в отличие от крика-плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Гуление как своеобразная "игра" органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. Во время гуления (а сначала без гуления) ребенок пускает пузыри слюны. Эта реакция свидетельствует о формировании дифференцированной иннервации губ.
В возрасте пяти месяцев
появляется четкое улавливание направления звука, певучее гуление. Причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Также отмечается появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично знает мать.
В возрасте шести
– Лепет. Представляет собой слогоподобные вокализации (типа та-та-та, ба, ма., и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто "играет" со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. Первые попытки произносить слоги. Эмоциональные проявления более разнообразны. Начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама.
В семь месяцев
ребенок готов к совместной игровой деятельности, охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки. Ориентация на колокольчик. Издает влажный фыркающий звук. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым.
В восемь месяцев
малыш реагирует на незнакомое лицо, произносит гласные и согласные звуки, повторяет одинаковые слоги, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
Девять месяцев
– Общение с помощью жестов, "до свидания", "дай ручки". Имеет большой пассивный словарный запас, глазами следит за названным предметом. Знает свое имя, оборачивается на зов, "возражает", если вы забираете у него игрушку.
В десять месяцев
ребенок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые.
Педагогические заметки:
Особенности развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с
нарушениями зрения
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно п ...
Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...
Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон
психологической готовности дошкольника к школе
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития дру ...