Виды контроля знаний учащихся

Страница 1

Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь разные авторы тракту­ют на свой лад. Такой разнобой, естественно, создает сложности в ос­мыслении учебной и методической литературы и студентами, и стажера­ми. В свою очередь и мы изложим свое понимание этих же вопросов. К числу таких структурных компонентов относятся виды контроля, его ме­тоды и приемы, формы и организация.

Виды контроля:

различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный

контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Функциональное назначение предварительного контроля заключает­ся в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умствен­ные возможности для полноценного восприятия нового учебного предме­та. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что "уле­тучилось" из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностиче­ского) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового мате­риала, предусматривает повторение, организацию межпредметных свя­зей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

Текущий контроль

– наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз хода формирования знаний и умений уча­щихся. Это дает учителю и ученику возмож­ность своевременно отреагировать на недо­статки, выявить их причины и принять необхо­димые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действи­ям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной коррек­тировки своей деятельности, внесения измене­ний в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую не­целесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за лю­бую ошибку, и усиление значения оценки в ви­де аналитических суждений, объясняющих воз­можные пути исправления ошибок. Такой под­ход поддерживает ситуацию успеха и формиру­ет правильное отношение ученика к контролю.

Тематический

контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последую­щих разделов учебного предмета.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Значение личного примера руководителя, наставника в индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...

Работа учащихся с таблицами и схемами
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный матери ...

Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru