Его сущность, функции, методы и приёмы проведения

Одним из видов контроля является тематический контроль.

Тематический контроль

– это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.

Функции тематического контроля следующие:

Ø систематизировать и обобщить материал всей темы;

Ø путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнитель­ное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, ис­править полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отмет­ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава­емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ­ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи­ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.

В старших классах для проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы

(от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указы­вается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, ни­кто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не до­пустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.

В начальной школе для проведения тематического контроля могут применяться контрольные роботы, тестирование. Кроме этого уместно проводить тематический контроль в форме соревнований, викторин.

Казалось бы, это чисто технический вопрос. И, в основном, это дей­ствительно так. Но помимо этого есть содержательная сторона "инструментария", который используется в процессе контроля, а также методи­ческие вопросы их использования.

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих наблюдений пришел к выводу, что учащимся на уроке приходится очень мало говорить. Чтобы продлить это время, когда ученику надо уст­но отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий уче­ник чувствует себя свободно, не стесняется. Затем этот ответ прослуши­вает либо сам учитель, либо по его поручению — ученик. Ответ анализи­руется.

Письменные и графические работы можно контролировать как про­стейшими, так и более сложными техническими и электронными средст­вами.

Простейшие средства контроля— это перфокарты, электротабло. Перфокарта

представляет собой плотную бумажную карточку, на кото­рой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 вари­анта ответа. Ученику нужно соответствующим образом — обвести круж­ком, подчеркнуть и т.п. — отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Как сказано, для контроля используются технические и электронные средства (ТС и ЭС) разных конструкций. Но принцип их работы одина­ков: ТС (ЭС) предъявляет задания ученику, он их выполняет, а машина (ТС, ЭС) оценивает ответ ученика.

В последнее время в связи с внедрением ЭВМ в учебном процессе вычислительная техника используется для контроля знаний учащихся, причем не только по естественным, но и по гуманитарным наукам.

Применение ЭВМ как средства контроля имеет ту трудность, что необходимо различные варианты ошибок (или правильных ответов) форма­лизовать и заменить числовым значением, а для последующих операций выработать расчетную формулу.

При использовании ТС и ЭВМ как средств проверки знаний у уча­щихся возникает эмоционально-психологическая ситуация, характерная для системы "человек-машина" ("переживающий человек — бесстрастная машина").

Педагогические заметки:

Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...

Конспекты факультативных занятий «Четырёхугольники их свойства и признаки»
Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач Цели: 1. Развитие мыслительной деятельности при решении практических задач по теме «Четырехугольники». 2. Развитие творческих способностей, логического мышления. 3. Формирование и закрепление комбинаторных навыков учащих ...

Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ
Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - «Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района РТ. Предметом исследования были определены формы и методы работы по правовому воспитанию стар ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru