2 группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило.
Анализ отношений понятий (аналогия)
Даны 3 слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвёртое слово.
Например:
Песня : композитор = самолёт : ?
а) аэродром, б) горючее, в) конструктор, г) лётчик, д) истребитель
Функциональные отношения: песню сочинил композитор.
Ответ – конструктор (конструктор сделал самолёт).
Задания:
1) школа : обучение = больница : ?
а) доктор, б) ученик, в) лечение, г) учреждение, д) больной
2) песня : глухой = картина : ?
а) слепой, б) художник, в) рисунок, г) больной, д) хромой
3) нож : сталь = стол : ?
а) вилка, б) дерево, в) стул, г) пища, д) скатерть
4) паровоз : вагоны = конь : ?
а) поезд, б) лошадь, в) овёс, г) телега, д) конюшня
5) лес : деревья = библиотека : ?
а) город, б) здание, в) книги, г) библиотекарь, д) театр
6) бежать : стоять = кричать : ?
а) ползать, б) молчать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
7) утро : ночь = зима : ?
а) мороз, б) день, в) январь, г) осень, д) сани
8) волк : пасть = птица : ?
а) воздух, б) клюв, в) соловей, г) яйцо, д) пение
9) холодно : горячо = движение : ?
а) покой, б) взаимодействие, в) инерция, г) молекула, д) бежать
10) слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) деление
11) круг : окружность = шар : ?
а) пространство, б) сфера, в) радиус, г) диаметр, д) половина
12) светло : темно = притяжение : ?
а) металл, б) магнит, в) отталкивание, г) движение, д) взаимодействие
Эта методика направлена на выявление у учащихся умения определять отношения между понятиями или связи между понятиями:
а) причина – следствие;
б) противоположность;
в) род – вид;
г) часть – целое;
д) функциональные отношения.
Для изучения скорости протекания мыслительных процессов учащихся можно использовать метод, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в предложенных словах.
п – роз – р – оз – о – ок
к – сад – р – вот – а – а
р – как – м – ньк – н – а
г – ках – л – дк – ы – а
п – лек – в – рп – е – а
Учитель обращает внимание на то, сколько потребовалось школьнику времени на обдумывание каждого отдельного слова и заполнение пропущенных букв в каждом из столбцов в целом.
По предложенной методике было проведено обследование учащихся четвёртых классов одной из средних школ. В исследование были включены методики по выше приведённой программе:
1-й час: внимание – работоспособность, «Слова», исследование памяти, исследование саморегуляции;
2-й час: методики на исследование мышления (анаграмма, определение существенного, обобщение, классификация, аналогия, сравнение).
Получены следующие результаты:
Тест «Школа – учительница – мама» выявил сравнительно низкие речевые способности учащихся. К слову «школа» подобрано в среднем – 3,65 слова, к слову «учительница» подобрано – 3,6 слова, к слову «мама» – 3,7 слова. Слово «мама» является для учащихся более эмоционально значимым, важным по сравнению со словами «школа» и «учительница»
Результаты проведения теста «Саморегуляция»:
1 группа – учащиеся, которые успешно справились с заданием, составила 49 %;
2 группа – учащиеся начали выполнять задание хорошо, потом сбились – 43,5 %;
3 группа – учащиеся сбились в последовательности – 6,6 %;
4 группа – смогли сделать не более 2 строк – 1 %.
Эти результаты позволили сделать вывод о том, что у большинства учащихся саморегуляция сформирована для дальнейшей работы в среднем звене.
Тест «Внимание – работоспособность» показал, что только 35 % учащихся 4-х классов к концу обучения в начальном звене имеют среднюю и высокую работоспособность, произвольное внимание. Следует подчеркнуть, что это довольно низкий показатель.
Уровень памяти низкий у единиц (по 1 человеку в каждом классе параллели).
Тесты на развитие мышления показали, что логические операции мышления в недостаточной мере сформированы у учащихся четвёртых классов. Несколько лучше учащиеся выделяют существенное, обобщают, хуже выявляют отношения между понятиями (особенно такие, как причина – следствие, противоположность).
Педагогические заметки:
Организация работы по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и
поведении
Для проведения экспериментального исследования была взята группа из 12 человек детского сада «Метелица» г. Новый Уренгой. Нужно отметить, что были взяты 6 человек с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении . Вместе с психологом автор разработал систему занятий и провел первичную ...
Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания
В современных условиях невозможно представить воспитание лишь в отдельной семье – изолированной от школы. Очень важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и школы. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные виды обществ ...
Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания
природы дошкольниками
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональ ...