Творчество ребенка определяется двумя факторами:
субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);
объективным (воздействие явлений окружающей жизни).
Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.
Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.
Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:
подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и т.д.);
вынашивание замысла (в изодеятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы);
реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);
представление результата «зрителю» (выставка работ). Последний этап имеет особое значение для детей.
Условия развития творческого воображения учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности в зависимости от сторон активизации познавательной активности (содержательной, организационной, субъектной) могут быть классифицированы следующим образом (табл. 1).
Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению. Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение – это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания). В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение.
Таблица 1 - Условия развития творческого воображения детей в процессе учебно-познавательной деятельности
Содержательная сторона |
Организационная сторона |
Субъективная сторона |
Предъявление ученикам системы задач и заданий, направленных на развитие творческого воображения. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. Возможность выбора учащимся объема сложности формы домашнего задания. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал |
Отбор и внедрение в процессе обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности. Работа с познавательными стратегиями. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. Включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работы. Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения |
Демократический стиль руководства при организации обучения. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. Проявление и учителем и учениками ярких положительных эмоций. Направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося |
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте.
Педагогические заметки:
Средние нормы речевого развития ребенка
словарный грамматический речь дословесный Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно м ...
Нормативно-правовая основа реализации ПНП на территории
муниципального образования г. Южно- Сахалинска
школьное образование муниципальный Национальный проект «Образование» В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год. По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа ...
Практическое исследование поощрения и наказания в образовательном
учреждении
Исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 города Тобольска. В эксперименте участвовали учащиеся 6а класса и преподавателей. Среди них 8 девочек и 9 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели ...