Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Развитие воображения » Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Страница 2

Творчество ребенка определяется двумя факторами:

субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);

объективным (воздействие явлений окружающей жизни).

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.

Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.

Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:

подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и т.д.);

вынашивание замысла (в изодеятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы);

реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);

представление результата «зрителю» (выставка работ). Последний этап имеет особое значение для детей.

Условия развития творческого воображения учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности в зависимости от сторон активизации познавательной активности (содержательной, организационной, субъектной) могут быть классифицированы следующим образом (табл. 1).

Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению. Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение – это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания). В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение.

Таблица 1 - Условия развития творческого воображения детей в процессе учебно-познавательной деятельности

Содержательная сторона

Организационная сторона

Субъективная сторона

Предъявление ученикам системы задач и заданий, направленных на развитие творческого воображения.

Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

Возможность выбора учащимся объема сложности формы домашнего задания.

Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал

Отбор и внедрение в процессе обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности.

Работа с познавательными стратегиями.

Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

Включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения

Демократический стиль руководства при организации обучения.

Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

Проявление и учителем и учениками ярких положительных эмоций.

Направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика.

Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...

Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике
Для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учр ...

Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru