Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Развитие воображения » Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Страница 2

Творчество ребенка определяется двумя факторами:

субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);

объективным (воздействие явлений окружающей жизни).

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.

Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.

Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:

подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и т.д.);

вынашивание замысла (в изодеятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы);

реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);

представление результата «зрителю» (выставка работ). Последний этап имеет особое значение для детей.

Условия развития творческого воображения учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности в зависимости от сторон активизации познавательной активности (содержательной, организационной, субъектной) могут быть классифицированы следующим образом (табл. 1).

Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению. Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение – это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания). В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение.

Таблица 1 - Условия развития творческого воображения детей в процессе учебно-познавательной деятельности

Содержательная сторона

Организационная сторона

Субъективная сторона

Предъявление ученикам системы задач и заданий, направленных на развитие творческого воображения.

Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

Возможность выбора учащимся объема сложности формы домашнего задания.

Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал

Отбор и внедрение в процессе обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности.

Работа с познавательными стратегиями.

Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

Включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения

Демократический стиль руководства при организации обучения.

Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

Проявление и учителем и учениками ярких положительных эмоций.

Направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика.

Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников
Для достижения поставленных целей, сплочения и четкой организации работы был выработан тематический план мероприятий. Создание правового пространства в ДОУ предполагает решение следующих задач: с детьми: -создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, -способствовать разви ...

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведуще ...

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru