Художественно-эстетическая творческая деятельность

Страница 3

С этой точки зрения под художественно-творческой деятельностью мы понимаем процесс активного взаимодействия детей с искусством, миром художественных ценностей на основе самостоятельного общения с ним в ходе решения художественно-творческих задач различного характера.

Деятельность создает потребность, в деятельности потребность закрепляется и вызывает к жизни новые потребности. А потребность, в свою очередь, порождает способности, «обслуживающие» эту деятельность, следовательно, чем шире и разнообразнее деятельность, тем шире и разнообразнее способности личности. Поэтому именно в организации сквозной художественно-творческой деятельности можно эффективно решать обозначенные задачи художественно-эстетического развития детей. Именно самостоятельная деятельность, связанная с искусством, деятельность творческого характера (самостоятельный поиск на занятии, выступление, участие в оформлении, сочинительство и т.д.) позволяет активно формировать и развивать художественно-творческие потребности. При этом художественно-творческая деятельность должна быть организована именно на принципе ее сквозного характера и постепенного повышения уровня ее самостоятельности (от возраста к возрасту) и осуществляться на базе общения (активного общения) с искусством в атмосфере поиска, создания атмосферы совместных переживаний, общей радости. Здесь наиболее продуктивная форма общения — диалоговая, ибо деятельность человека всегда включена в общение, которое «создает» и «составляет специфическое условие жизни человека в обществе»,8 и, главное, потому, что общение — это познание себя через другого. С другой стороны, наблюдения за детьми (в процессе их совместного общения по поводу искусства) показывают динамику развития художественно-эстетической потребности (при внимательном наблюдении) и общего духовного развития личности: совместные общения, обсуждения, переживания обогащают детей, процесс развития их способностей и возможностей протекает более эффективно и убыстренно, активно формируется художественное сознание и отношение к искусству как к духовной ценности, быстро приобретаются навыки анализа художественного образа, происходит корректировка личностных установок и идеалов и т.д.

В развитии личности решающими являются следующие факторы:

деятельность;

психическое развитие;

интеллектуальное развитие;

социальное развитие (в основе — общение);

духовное развитие (как расширение «Я»-концепции и не только).

Личность формируется в деятельности и вне деятельности нет никакого развития. Это исходная посылка. В деятельности, как педагогически моделируемой, так и самостоятельной, личность реализует себя, развиваясь целостно, в единстве интеллектуального, эмоционального, психологического, социального и духовного (причем духовный параметр — системообразующий). Целостность человека, как отмечается в литературе, — это прежде всего взаимосогласованность его жизненных проявлений, естественность сочетания социальных качеств, соответствующих прогрессу. Отечественная психология выдвинула ведущий тезис о единстве сознания и деятельности. Формируясь в деятельности, сознание в деятельности, поступках, поведении и проявляется (С.Л. Рубинштейн). С.Л. Рубинштейн утверждал, что фундаментальное значение для человека имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Познание и отношение находятся в единстве: отношение всегда базируется на познании, а познание не существует вне отношения. Отношение же формируется в деятельности. Интересно замечание, что когда в отражении реальной действительности преобладает познавательное начало, мы имеем дело с научно-творческой деятельность; когда преобладает отношение — мы имеем художественно-эстетическую деятельность. Наша задача — формирование именно художественно-творческой деятельности, художественно-эстетического сознания и отношения, таким образом, в основе педагогической работы на основе искусства лежит формирование отношения к искусству как к духовной ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Диагностика эстетической готовности студентов педагогического ВУЗа
Экспериментальное исследование проводилось на базе Новосибирского Государственного Педагогического университета, в эксперименте приняли участие 15 человек, из них 9 девочек и 6 мальчиков, входящих в состав студенческой организации «Актив Института Физико-Математического и Информационно-Экономическо ...

Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...

Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине
Специальные дисциплины – это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей. План занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно- ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru