С этой точки зрения под художественно-творческой деятельностью мы понимаем процесс активного взаимодействия детей с искусством, миром художественных ценностей на основе самостоятельного общения с ним в ходе решения художественно-творческих задач различного характера.
Деятельность создает потребность, в деятельности потребность закрепляется и вызывает к жизни новые потребности. А потребность, в свою очередь, порождает способности, «обслуживающие» эту деятельность, следовательно, чем шире и разнообразнее деятельность, тем шире и разнообразнее способности личности. Поэтому именно в организации сквозной художественно-творческой деятельности можно эффективно решать обозначенные задачи художественно-эстетического развития детей. Именно самостоятельная деятельность, связанная с искусством, деятельность творческого характера (самостоятельный поиск на занятии, выступление, участие в оформлении, сочинительство и т.д.) позволяет активно формировать и развивать художественно-творческие потребности. При этом художественно-творческая деятельность должна быть организована именно на принципе ее сквозного характера и постепенного повышения уровня ее самостоятельности (от возраста к возрасту) и осуществляться на базе общения (активного общения) с искусством в атмосфере поиска, создания атмосферы совместных переживаний, общей радости. Здесь наиболее продуктивная форма общения — диалоговая, ибо деятельность человека всегда включена в общение, которое «создает» и «составляет специфическое условие жизни человека в обществе»,8 и, главное, потому, что общение — это познание себя через другого. С другой стороны, наблюдения за детьми (в процессе их совместного общения по поводу искусства) показывают динамику развития художественно-эстетической потребности (при внимательном наблюдении) и общего духовного развития личности: совместные общения, обсуждения, переживания обогащают детей, процесс развития их способностей и возможностей протекает более эффективно и убыстренно, активно формируется художественное сознание и отношение к искусству как к духовной ценности, быстро приобретаются навыки анализа художественного образа, происходит корректировка личностных установок и идеалов и т.д.
В развитии личности решающими являются следующие факторы:
деятельность;
психическое развитие;
интеллектуальное развитие;
социальное развитие (в основе — общение);
духовное развитие (как расширение «Я»-концепции и не только).
Личность формируется в деятельности и вне деятельности нет никакого развития. Это исходная посылка. В деятельности, как педагогически моделируемой, так и самостоятельной, личность реализует себя, развиваясь целостно, в единстве интеллектуального, эмоционального, психологического, социального и духовного (причем духовный параметр — системообразующий). Целостность человека, как отмечается в литературе, — это прежде всего взаимосогласованность его жизненных проявлений, естественность сочетания социальных качеств, соответствующих прогрессу. Отечественная психология выдвинула ведущий тезис о единстве сознания и деятельности. Формируясь в деятельности, сознание в деятельности, поступках, поведении и проявляется (С.Л. Рубинштейн). С.Л. Рубинштейн утверждал, что фундаментальное значение для человека имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Познание и отношение находятся в единстве: отношение всегда базируется на познании, а познание не существует вне отношения. Отношение же формируется в деятельности. Интересно замечание, что когда в отражении реальной действительности преобладает познавательное начало, мы имеем дело с научно-творческой деятельность; когда преобладает отношение — мы имеем художественно-эстетическую деятельность. Наша задача — формирование именно художественно-творческой деятельности, художественно-эстетического сознания и отношения, таким образом, в основе педагогической работы на основе искусства лежит формирование отношения к искусству как к духовной ценности.
Педагогические заметки:
Психофизиологические аспекты готовности детей к школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка? Справится ли ...
Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-то, способ достижения цели. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком ...
Методологическая основа по подготовке и проведению игр
Затеять увлекательную игру, заинтересовать ею играющих, обеспечить ее успех – все это приобретается опытом, требует определенных знаний и навыков. Перед тем, как проводить игру, необходимо придумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры. необходи ...