Общее понятие о факультативном курсе

Страница 2

3. Прикладные факультативные курсы. Они связаны с развитием интересов к современной технике и производству.

4. Межпредметные факультативные курсы, при изучении которых используются сведения из 2–3 предметов.

М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:

1. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);

2. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

3. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);

4. Межпредметные факультативные курсы;

5. Особая группа – кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.

Типы факультативных курсов:

1. Дополнительные главы и вопросы к основному курсу

2. Специальные курсы (спецкурсы)

3. Систематические курсы

4. Прикладные факультативные курсы

5. Факультативы повышенного уровня

6. Факультативные спецкурсы

6. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы)

7. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

8. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике.

9. Межпредметные факультативные курсы

10. Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров

Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные курсы по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов и учащихся. Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся.

Поскольку результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от «массовости» занятий, то преемственность и взаимосвязь уроков и факультативных занятий должны рассматриваться в такой последовательности: уроки геометрии – внеклассные занятия – факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – уроки – главное звено этой цепи. Факультативные занятия (в отличие от отдельных внеклассных мероприятий – таких, как, например, математические вечера) не могут охватить всех учащихся. Поэтому внеклассные занятия по степени массовости занимают второе место. Следует отметить, что каждое последующее звено работы должно рассматриваться с учетом завершения задач, возложенных на предыдущее звено (на предыдущие звенья – для факультативных занятий).

Каждая из форм обучения – уроки и факультативные занятия – обладает собственной ценностью, имеет свои специфические задачи. Именно эти задачи должны определять «обратные» требования к каждому предыдущему звену цепи «уроки – внеклассная работа – факультативные занятия», например, с учетом пропедевтики, с учетом выполнения задач последующего звена (последующих звеньев – для уроков геометрии).

Существенную роль на факультативных занятиях играет самостоятельная работа учащихся. Для формирования устойчивого интереса учащихся к изучению геометрии учителя считают важным обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий. Один из эффективных приемов в этом плане и одна из целей факультативных курсов – непосредственное знакомство учащихся с новыми идеями и методами в действии, с их применением к задачам, которые «программными» методами решаются гораздо сложнее.

Активная самостоятельная работа учащихся присуща урокам геометрии вообще. Очевидно, эта их особенность может быть спроецирована и на факультативные занятия. Здесь можно использовать такие виды самостоятельной работы, как доклады учащихся и их обсуждение, подготовка рефератов, изготовление наглядных пособий, чтение специальной литературы. В условиях занятий с группой учащихся большое значение приобретает умение учителя активизировать самостоятельную деятельность учащихся, рационально сочетать свои вопросы, задания и объяснения с индивидуальной и коллективной работой учащихся.

Таким образом, активизация самостоятельной работы учащихся – необходимое комплексное условие повышения эффективности факультативов.

Самостоятельная работа может быть продуктивной при осуществлении ее контроля со стороны учителя, самоконтроля и своевременной помощи отстающим, что является одним из элементарных требований преемственности в обучении.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...

Особенности физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет
Физическое развитие и двигательные способности у УО детей находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движе ...

Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития те ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru