3. Прикладные факультативные курсы. Они связаны с развитием интересов к современной технике и производству.
4. Межпредметные факультативные курсы, при изучении которых используются сведения из 2–3 предметов.
М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:
1. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);
2. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);
3. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);
4. Межпредметные факультативные курсы;
5. Особая группа – кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.
Типы факультативных курсов:
1. Дополнительные главы и вопросы к основному курсу
2. Специальные курсы (спецкурсы)
3. Систематические курсы
4. Прикладные факультативные курсы
5. Факультативы повышенного уровня
6. Факультативные спецкурсы
6. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы)
7. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);
8. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике.
9. Межпредметные факультативные курсы
10. Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров
Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные курсы по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов и учащихся. Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся.
Поскольку результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от «массовости» занятий, то преемственность и взаимосвязь уроков и факультативных занятий должны рассматриваться в такой последовательности: уроки геометрии – внеклассные занятия – факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – уроки – главное звено этой цепи. Факультативные занятия (в отличие от отдельных внеклассных мероприятий – таких, как, например, математические вечера) не могут охватить всех учащихся. Поэтому внеклассные занятия по степени массовости занимают второе место. Следует отметить, что каждое последующее звено работы должно рассматриваться с учетом завершения задач, возложенных на предыдущее звено (на предыдущие звенья – для факультативных занятий).
Каждая из форм обучения – уроки и факультативные занятия – обладает собственной ценностью, имеет свои специфические задачи. Именно эти задачи должны определять «обратные» требования к каждому предыдущему звену цепи «уроки – внеклассная работа – факультативные занятия», например, с учетом пропедевтики, с учетом выполнения задач последующего звена (последующих звеньев – для уроков геометрии).
Существенную роль на факультативных занятиях играет самостоятельная работа учащихся. Для формирования устойчивого интереса учащихся к изучению геометрии учителя считают важным обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий. Один из эффективных приемов в этом плане и одна из целей факультативных курсов – непосредственное знакомство учащихся с новыми идеями и методами в действии, с их применением к задачам, которые «программными» методами решаются гораздо сложнее.
Активная самостоятельная работа учащихся присуща урокам геометрии вообще. Очевидно, эта их особенность может быть спроецирована и на факультативные занятия. Здесь можно использовать такие виды самостоятельной работы, как доклады учащихся и их обсуждение, подготовка рефератов, изготовление наглядных пособий, чтение специальной литературы. В условиях занятий с группой учащихся большое значение приобретает умение учителя активизировать самостоятельную деятельность учащихся, рационально сочетать свои вопросы, задания и объяснения с индивидуальной и коллективной работой учащихся.
Таким образом, активизация самостоятельной работы учащихся – необходимое комплексное условие повышения эффективности факультативов.
Самостоятельная работа может быть продуктивной при осуществлении ее контроля со стороны учителя, самоконтроля и своевременной помощи отстающим, что является одним из элементарных требований преемственности в обучении.
Педагогические заметки:
Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагог ...
Сущность основных понятий звуковой культуры речи
Итак, воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция ...
Общее понятие патриотизма
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижа ...