И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.
Научный и практический интерес к изучению наследия И.Г. Песталоцци в Европейских странах не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной Швейцарии осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования – "Песталоццианум", который изучает педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. "Песталоццианум" занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденции швейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томов сочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.
В то же время, как отмечает французский исследователь М. Сетар, несмотря на то, что имя И.Г. Песталоцци очень часто упоминается европейскими исследователями, "его работы читают очень редко, а его деятельность и наследие все еще чрезвычайно малоизвестны".
В России и Советском Союзе изучение наследия И.Г. Песталоцци также вызывало интерес, однако количество работ, посвященных жизни и деятельности швейцарского педагога, было не столь велико, как в Европе. В то же время в период с 40-х до начала 90-х годов XX века наследие И.Г. Песталоцци рассматривалось достаточно односторонне. Как отмечала В.А. Ротенберг, перед исследователями-марксистами стояла ответственная задача: опровергнуть концепции буржуазных ученых, восстановив "историческую правду о Песталоцци, оградив его наследие от ненаучной, тенденциозной трактовки, которая по существу сводится к его фальсификации". Следует констатировать практически полное отсутствие отечественных диссертационных исследований, направленных на изучение и анализ наследия И.Г. Песталоцци. По данным Н.И. Загузова, на сегодняшний день имеется лишь одна докторская диссертация В.А. Ротенберг "И.Г. Песталоцци, его деятельность и педагогическая теория" (1965 г), представленная в виде научного доклада об опубликованных работах. Кандидатских диссертаций не выявлено.
В ряде отечественных и зарубежных исследований И.Г. Песталоцци рассматривался как идеолог организации подготовки народных учителей, воспитателей детских учреждений. Вместе с тем анализ историко-педагогической литературы позволил установить, что проблема подготовки воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци не нашла достаточного отражения и научного анализа как в зарубежных, так и в отечественных работах. В связи с этим была определена проблема исследования: каковы особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально – педагогическом наследии И.Г. Песталоцци?
Объект исследования – социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцци.
Предмет исследования – подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци.
Цель исследования: выявить сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально – педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях.
Источниковой базой исследования послужили труды И.Г. Песталоцци (художественные произведения, дневники, письма, отчеты, автобиографические произведения) на немецком и русском языках; мемуары учеников и коллег И.Г. Песталоцци; работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные анализу наследия И.Г. Песталоцци; труды педагогов-классиков; работы отечественных и зарубежных авторов по истории и теории педагогики и социальной педагогики; энциклопедии и биографические справочники.
Педагогические заметки:
Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с ...
Организация рабочего места мастера
Рабочее место мастера является важным звеном в организации учебно-производственного процесса: оно должно обеспечивать эффективность занятий и снижение потерь рабочего времени мастера. Организация рабочего места мастера должна соответствовать современным методам обучения, требованиям научной организ ...
Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень
развития
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе, предлагаем комплекс коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной ...