На следующем этапе дети учатся делить слова на слоги; при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: — (один слог), — (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.
Пятый этап - полный звукослоговый анализ односложных и двусложных слов (бусы, сушка, замок). В слоговых схемах обозначаем звуки; схемы выкладываются или зарисовываются.
Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого вида анализа включаются те слова, произношение которых не расходится с их написанием.
Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая: а) слово отхлопывается по слогам - определяется их количество; б) выделяются гласные звуки; в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность; г) схема выкладывается или зарисовывается.
На этом этапе используются упражнения в преобразовании слов (Саша - Маша; мышка - мишка), в добавлении недостающего звука (д, ш плюс у - душ).
Наиболее сложным видом анализа является анализ слогов и слов со стечением согласных звуков, для чего дети выполняют упражнения в преобразовании слогов (ла-пла, па-пла).
Для звукослогового анализа слов со стечением согласных детям предлагают слова типа: стол, стул, слон, Клава, кран, парк, клубок, клоун. Внимание детей обращают на сравнение односложных слов типа сон-слон.
После анализа составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.
К концу этого периода дети овладевают умением членить предложения на слова. Деление предложений на слова проводится в игровой форме (с мячом), затем выкладывается схема предложения из полосок бумаги (схему можно зарисовывать).
Таким образом, педагогами-логопедами ДОУ № 425 на практике было показано, что дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте.
Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз.
Это побудило группу тюменских педагогов под руководством Т. Сергеевой к поиску новых форм работы по развитию у детей интонационной выразительности – одной из важнейших задач воспитания звуковой культуры речи. Основной задачей разработанной ими методики является формирование умения успешно общаться со сверстниками и взрослыми, испытывая эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение через использование театрализованной деятельности.
Основной причиной выбора данной темы послужил региональный фактор. Состояние нервно-психологического напряжения - обычное дело на Севере. Жизнь здесь скудна на яркие впечатления. «На сером фоне северного климата на чувства ребенка должны оказывать воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным: музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках», - утверждает Сергеева.
Педагогические заметки:
Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных
и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...
Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в свете
теории речевой деятельности
Современная психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. Такая трактовка впервые в советской и мирово ...
Влияние музыки человека: психологические и
физиологические факторы
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: 1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Эти известные с древности напра ...