Средства музыкальной выразительности

Страница 3

При определении настроения и характера музыкального произведения учитываются два компонента – активность и знак переживания (положительный или отрицательный), таким образом, отражение различных эмоциональных состояний возможно при помощи модели, изображённой на рисунке 3.

Рис. 3 Отражение эмоциональных состояний в сочетании лада и темпа музыкального произведения

Таким образом, как указывает В.И. Петрушин, можно определить следующие настроения, выражаемые сочетанием лада и темпа музыки:

I. Медленный темп + минорная окраска – характер музыки задумчивый, печальный, грустный, унылый, скорбный, трагичный.

II. Медленный темп + мажорная окраска – характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.

III. Быстрый темп + минорная окраска – характер музыкальных произведений направленно – драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой.

IV. Быстрый темп + мажорная окраска – музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Таким образом, можно любое музыкальное произведение расположить в системе таких координат. Однако, данная интерпретация является условной, так как выражаемые в музыке образы могут отражать сложный комплекс различных эмоций и оттенков.

Следующим средством музыкальной выразительности является динамика, что в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Они придают музыкальному произведению более выраженный образ, характер, дополняют и раскрывают содержание. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.

Большое значение для характера выполняемых двигательных действий имеют музыкальные штрихи – легато, нон легато и стаккато. Как и все музыкальные термины, их названия имеют итальянское происхождение.

Так, легато обозначает – плавно, связно. Звуки при легато звучат непрерывно, как бы переходя один в другой. Соответственно, и движения должны выполняться плавно.

Стаккато – звучит отрывисто. Это связано с тем, что короткие по длительности звуки отделены короткими паузами. При выполнении упражнения стаккато будет отличаться резкостью, порывистостью движений.

Нон легато означает – не связно и отражается чёткими размеренными движениями.

Совокупность средств музыкальной выразительности, создающих идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, называется музыкальной формой. Она тесно взаимосвязана со структурой музыкального произведения.

Структура является композиционным строением и определяется наличием частей музыкального произведения, особенностями метро-ритма, фактуры и т.д. К структурным элементам относятся: мотив, фраза, предложение, период. При этом мотив является наименьшим музыкальным построением. Соединение двух последовательно звучащих мотивов образует музыкальную фразу, звучание двух фраз – предложение, двух предложений – период, и, далее – двух периодов – простую двухчастную форму музыкального произведения (например, куплет-припев).

Таким образом, рассмотрев всё вышеуказанное, необходимо подчеркнуть значение средств музыкальной выразительности и важность учёта их совокупности при выборе того или иного музыкального произведения для занятий физическими упражнениями.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
В теоретической части исследования была определена роль сюжетно ролевой игры в нравственном развитии, развитии его гуманных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, в развитии гуманных чувств: сопереживания, сочувствия, содействия. В теоретической части мы опирались ...

Характеристика контингента и методов исследования
Исследование проводилось на базе детского центра развития «Вешняки» ВАО г. Москвы. В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-6 лет. Всего обследовано 7 детей (4 девочки и 3 мальчика). Для реализации целей и задач исследования был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследов ...

Особенности развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru