Умственное воспитание школьников

Информация о педагогике » Умственное воспитание школьников

Страница 2

К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие — общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные — необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области.

Современная дидактика утверждает, что развивающее обучение организовано таким образом, что обеспечивает не только усвоение знаний, но и приводит к развитию психических новообразований школьника за счет самостоятельной переработки предметного содержания. У учащихся, например, появляется способность самостоятельно формулировать понятие, определение; развивается способность к детальному наблюдению, многоаспектному осмыслению явлений, к обобщению полученных конкретных фактов; формулируется эмоционально-ценностное отношение к усвоенной информации и др. Отсюда можно сделать вывод, что учебная деятельность школьника проходит в совместной деятельности, совместном поиске со взрослым, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум, волю, мышление. Даже при минимальном участии школьника в такой совместной работе он чувствует себя соавтором решения проблем. Методически правильно сформулированное содержание заданий для учащихся — это область подлинного мастерства учителя.

Представим основной тип заданий, которые можно включать в систему работы учителя с учащимися, чтобы способствовать развитию у них интеллектуальных умений.

1. Задания исследовательского характера — наблюдения, опытная работа, экскурсии, экспедиции, конструирование приборов, составление предложений по картинам. Такие задания развивают пытливость, самостоятельность, индуктивность мышления.

2. Задания на установление причинно-следственных связей, которые обеспечивают развитие логического мышления: назовите основные причины ., что произойдет, если ., как это отразится на ., изменится ли ., если увеличить . .

3. Задания, требующие самостоятельно принять решение: найдите из всех предложений то ., подберите синонимы (антонимы) к слову, выберите слова, которые относятся к ., решите задачу различными способами и др. Такие задания развивают самостоятельность, ответственность, быструю реакцию по соотношению знаний и реальных объектов.

4. Задания на сравнение, где требуется найти сходство и различие. Они развивают мыслительные операции школьника. Это сложные задания и предполагают предварительную работу учителя по обнаружению характерных признаков, характеристик, по которым ученик будет вести сравнение. Сравнение может быть использовано как средство добывания новых знаний. Например, требуется ответить на вопрос такого порядка: «Скажите, эти углы смежные или вертикальные? Сравните образы героев произведений .? Сравните четырехугольники . Сравните события .»

5. Задания, направленные на упорядочивание мысли. Они развивают алгоритмический вид мышления. Например, изложите событие по плану, опишите картину по образцу, составьте план пересказа (решение задачи), представьте анализ слова по составу, разберите предложение по частям речи (дается схема) и др.

6. Задания на развитие догадки, интуиции. Например, переведите текст без словаря, продолжите рассказ, что случилось с героем, который ., можно ли использовать удобрение . для растения . и др.

7. Задания, связанные с анализом и обобщением. Например, подведите задачу под известные образцы, укажите сходство и различие в ., найдите связи между явлениями, назовите в ранних произведениях А.С. Пушкина . и др.

В теоретическом плане обоснование методики, нацеленное на умственное развитие учащихся, получило свое отражение в концепции «развивающего обучения». Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Наиболее конструктивной является позиция, признающая, что обучение может идти впереди развития, продвигая его дальше. Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского. Стратегия обучения должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. В этом случае необходимо опереться на зону актуального развития, использовать то, чего достиг ребенок к моменту обучения. Обучение должно пробуждать и активизировать зону ближайшего развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «Б» класса по биологии и химии относительно 9 «А» в ходе всего эксперимента
Далее мы проанализировали полученные в ходе исследования данные показателя успеваемости учащихся 9 «А» класса по биологии и по химии до и после эксперимента, сравнили эти данные. Полученные результаты представлены на рисунке 7. Рис. 7. Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «А» класса МОУ СО ...

Модель устоявшегося мышления формирования навыков
Это устоявшееся мышление основано на представлении о знании, как наивысшей ценности. В то время как во многих исследованиях «высказано мнение о том, что в долгосрочной перспективе эмоциональный интеллект является более значимым фактором успешного общения, взаимоотношений и лидерства, чем ментальный ...

Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru