Поскольку музыка протекает во времени, ритму принадлежит одна из важнейших ролей в формообразовании звуковысотного материала. Под понятием "ритм", в тесном смысле разумеется организованная последовательность звуковых длительностей. Ритм скрепляет воедино различные звуки и аккорды и создает из них группы, имеющие осмысленность, характерность и известную обособленность. Из сочетания и соподчинения таких сходных и различных групп образуются законченные мысли - темы, а из тем и их развития - целые произведения.
Из различных свойств гармонии основное формообразующее значение имеет функциональность. Это выражается в противопоставлении тоники и других созвучий, в централизованности (в подчинении тонике всего остального). Тоника, потенциально, - состояние устойчивости, покоя. Это свойство дает построению гармоническую замкнутость, завершает музыкальную мысль. Любой другой аккорд лада - неустойчив. Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. важной движущей силой становится столкновение противоположных неустойчивых функций - субдоминанты и доминанты, разрешающееся наступлением тоники. В целом гармония содействует композиционному соподчинению частей формы в следующих отношениях: во взаимной связанности каденции, при централизованных взаимоотношениях аккордов; в централизованности тональных отношений, то есть во взаимодействии главной и подчиненной тональностях.
Итак, музыка обладает коммуникативными свойствами. Имеет свой особый язык. Осмысление художественного произведения не возможно без знания этого языка. Как любое искусство музыка имеет форму. Она подобна искусству слова и имеет свои структуры и законы построения и формообразования. Овладение знаниями о принципах формообразования дает возможность для более или менее адекватного восприятия музыкального произведения. Формирование музыкального тезауруса школьников являет основой для воспитание музыкально грамотного, образованного человека, умеющего воспринимать и понимать, осмыслять произведение музыкального искусства.
Педагогические заметки:
Понятие «игровой метод» в обучении иностранному языку
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Д.Б. Эльконина, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке ...
Современные факторы, влияющие на эффективность системы
воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы
Интересны итоги БОУ-обсуждений курсантами значимости различных социально-педагогических условий эффективности воспитания патриотизма приводимые в таблице 3. Как видно из данных этих опросов воспитуемые считают наиболее важными социально-педагогическими условиями восприятия патриотического мировоззр ...