Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника.
Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного .
В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях.
С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти . от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла”.
Из этого следует, формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.
Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: “…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой”.
На этом основывается необходимость осуществления
межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что “ нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания”.
Мысль об
эффективности межпредметных связей подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба “Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания”.
Рассматривая процесс художественного воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: “Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития художественного восприятия и формирования эстетического отношения к жизни”.
Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.
В современной литературе рассматриваются проблемы формирования художественной культуры школьников средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе “Искусство в школе будущего” поднимает проблему старого и нового подхода к рассматриваемому вопросу.
Автор утверждает, что “ в сегодняшней массовой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведений искусства выхолащивается главное -
его художественный образ
.
Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий), умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода”.
Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.
Школу Нового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы.
О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье “Организация самостоятельной работы на занятиях по мировой художественной культуре”.
Автор пишет: “В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету, организовать деятельность учащихся по добыче знаний”.
Автор предлагает новую форму проведения уроков типа “диалог искусств” с опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.
Педагогические заметки:
Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...
Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это
встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...
Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...