Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры школьников

Страница 1

Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника.

Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня­тийного .

В художественном образе как форме мыш­ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч­ных знаниях.

С помощью образов-представ­ле­ний осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти . от восприятия цель­ного образа как единичного явления к понима­нию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла”.

Из этого следует, формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: “…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой”.

На этом основывается необхо­димость осуществления

межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что “ нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической ча­стью любого…воспитания”.

Мысль об

эффективности межпредметных связей подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба “Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания”.

Рассматривая процесс художественного воспи­тания, необходимо учитывать возрастные осо­бенности ребенка.

В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос­питанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школь­ном возрасте следующее: “Вместе с тем незави­симо от уровня самосознания детей период до­школьного и младшего школьного детства явля­ется едва ли не самым решающим с точки зре­ния развития художественного восприятия и фор­мирования эстетического отноше­ния к жизни”.

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интен­сивное формирование отношения к миру, посте­пенно трансформирующегося в свойства лично­сти. Основные нравственно-эстетические каче­ства личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неиз­менном виде на всю жизнь, влияют на формиро­вание мировоззрения, привычек и убеждений.

В современной литературе рассматрива­ются проблемы формирования художественной культуры школьников средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе “Искусство в школе будущего” поднимает проблему старого и нового подхода к рассматриваемому вопросу.

Автор утверждает, что “ в сегодняшней массо­вой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведе­ний искусства выхолащивается главное -

его ху­дожественный образ

.

Старые программы ориен­тированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, про­изведений и понятий), умений и навыков в ри­совании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода”.

Таким образом у детей формируется адап­тивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического вос­питания происходит потому, что в старой сис­теме учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н.А.Яковлева видит в созда­нии новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высо­ким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы.

О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье “Организация самостоятельной работы на заня­тиях по мировой художественной культуре”.

Автор пишет: “В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обу­чению…пробивает себе дорогу. Одним из важ­нейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить инте­рес к предмету, организовать деятельность уча­щихся по добыче знаний”.

Автор предлагает новую форму проведения уроков типа “диалог искусств” с опережающим заданием и непо­средственным общением детей на уроках.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...

Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...

Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru