Компетентностный подход в профессиональном образовании России

Страница 1

Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Базовыми понятиями компетентностного подхода являются термины «компетенция» и «компетентность». В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Многие педагоги придерживаются точки зрения А.В. Хуторского:

компетенция (в переводе с латинского – соответствие, соразмерность) – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним;

компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В профессиональном образовании сегодня также уточняются и расширяются базовые понятия компетентностного подхода. Наиболее разработанным является подход школы Э.Ф. Зеера:

компетенция – круг каких-либо полномочий, прав; соответствие лица

занимаемому месту; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями;

компетентность – обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий.

Производным от термина «компетенция» выступает понятие «ключевые компетенции», которые рассматриваются исследователями как базовые, универсальные, «ядерные» компетенции. Так, В.И. Байденко определяет их как динамические комбинации характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ. И.А. Зимняя понимает под «ключевыми» такие обобщенно представленные компетенции, которые обеспечивают нормальное существование человека в социуме, и представляет ключевые компетенции как новую парадигму результата образования, как результативно-целевую основу компетентностного подхода. В своих работах И.А. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций:

компетенция здоровьесбережения,

компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире,

компетенция интеграции,

компетенция гражданственности,

компетенция саморазвития,

компетенция в области учения и познания,

компетенция в области деятельности,

компетенция в области информации,

коммуникативная компетенция,

компетенция социального взаимодействия,

Ключевые компетенции по И.А. Зимней подразделяются на три основных класса:

субъектно-личностные компетенции – включают качества, характеризующие человека как личность и субъект общения и деятельности (компетенции в области здоровья и физического состояния, ценностно-смысловых ориентаций, гражданственности, социальной интеграции, личностной и деятельностной рефлексии);

организационно-деятельностные компетенции – относятся к социальному взаимодействию человека и социальной среды и включают качества, характеризующие человека как субъекта деятельности и самоорганизации (компетенции в области учения и познания, деятельности, информации);

социально-коммуникативные компетенции – относятся к деятельности человека и включают качества, характеризующие отношения человека и социума (компетенции общения, коммуникации и социального взаимодействия).

Для ключевых компетенций характерны следующие свойства: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.

Многофункциональность определяется тем, что компетентный специалист может успешно решать как профессиональные задачи, так и проблемы, возникающие в повседневной и общественной жизни.

Надпредметность и междисциплинарность связаны с возможностями компетентного специалиста использовать полученные компетенции в различных сферах жизнедеятельности, при необходимости применять в совокупности данные различных дисциплин.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Патриотическое воспитание на уроках русского языка
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные перех ...

Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его результаты
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление особенностей развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. В процессе проведения констатирующего эксперимента перед нами стояли следующие задачи: 1) определение уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с ...

Выбор оборудования для мастерской
Мастерская швейного производства должна быть оснащена профессиональными раскройными столами, технологическим оборудованием: швейные стачивающие машины, с программным управлением, обметочные машины, петельные машины полуавтоматы, гладильные столы, оснащенные отпаривателем с автоматическим парогенера ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru