Понятия воспитательное пространство и воспитательная система

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Понятия воспитательное пространство и воспитательная система

Страница 1

Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствую­щее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психоло­гический феномен конструируется, располагается и разви­вается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физи­ческое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о про­странстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием — дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержа­ние жизни: они живут в степи, взаимодействуют со сте­пью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жиз­ненно значимое; городские дети, подрастающие в камен­ных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ре­бенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство — это протяженность соци­альных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитек­турного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; вклю­чает в себя достижения общечеловеческой культуры, от­раженной в формах поведения, одеждах, достижениях ци­вилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот склады­вающихся в настоящем новых отношении. И весь этот пе­релив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности момента создает со­циальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребен­ка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуаль­ный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разво­рачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно су­ществующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.

Воспитательная система. Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание — особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Представление воспитания как части струк­туры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образо­вания не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматрива­ется как сложная система, в которой воспитание и обучение вы­ступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педа­гогической системы.

Педагогическая система школы — целенаправленная, самоор­ганизующаяся система, в которой основной целью выступает вклю­чение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру об­щества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспита­тельной подсистемах, а также в сфере профессионального и сво­бодного общения всех участников образовательного процесса.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитатель­ной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию. Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической си­стемы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверии, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения сис ...

Типы компьютерных тестов
В соответствии с моделью знаний, выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого. 1. Типы тестовых заданий по блоку «знания» — вопросы альтернативные ( ...

Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста
В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он – основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем вы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru