Важнейшим внутренним условием, обусловленным предыдущим, выступает овладение учащимися умениями самореализации в музыкальной деятельности: умениями и навыками проектирования индивидуальных способов деятельности, умений самоорганизации деятельности (самовоспитания и учения).
Для успешного достижения учащимся самоутверждения в собственных продуктах творчества педагогу следует организовать особые ситуации, способствующие этому в процессе участия подростка в музыкальной деятельности. Следовательно, создание педагогом ситуации самооценивания - важное внешнее педагогическое условие, необходимое для успешной самореализации школьников.
Самоанализ и рефлексию результатов деятельности следует проводить сразу после состоявшейся работы и до начала решения подростком следующей творческой задачи. Для самооценки личность всегда ищет в себе новую творческую грань для наиболее полного применения своего личностного потенциала. Творчество рождается в том случае, когда учащиеся сталкиваются с задачами, для решения которых у них нет готовых образцов и им не дается предписаний о способах решений. Любое творческое дело предполагает самостоятельную деятельность, когда дети вынуждены сами искать решение проблемы, размышлять и добывать знания.
Поэтому музыкальное образование не мыслится без организации самостоятельной работы, которая учит детей самостоятельности, умению думать, творить, ценить. При этом, путем сопоставления новых знаний с уже имеющимися, учащийся расширяет и углубляет свои прежние знания, прилагает усилия для совершенствования своих умений, выражая в той или иной форме плоды умственных или физических действий. Педагог же направляет и контролирует эти действия.
Посредством самостоятельной работы достигается приобретение учащимся знаний, умений и навыков, решение воспитательных задач (воспитание активности, самостоятельности, настойчивости, воли и т.д.) (А.В. Усова). Ее применение дает положительный результат при следовании принципам доступности и систематичности. В этом случае у ребенка вырабатываются устойчивые умения и навыки выполнения различных видов работы, что способствует раскрытию потенциала.
Внутренним условием, отвечающим данному внешнему обстоятельству, является осуществление учащимся рефлексии субъективных и объективных результатов самореализации, позволяющей ему оценить уровень актуализации своих возможностей в слушательской, практической и композиторской деятельности.
Анализ собственной творческой работы - одна из самых продуктивных мер повышения подростком качества музыкально-творческой самореализации. Оно зависит, прежде всего, от привычки ребенка к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели. При этом учащийся продумывает, все ли им учтено при переходе к следующему заданию с учетом предыдущих результатов. Самооценка базируется на самоанализе, когда учащийся еще раз анализирует решение, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить, то, что произошло успешно.
Такая внутренняя работа ведет к самоанализу новых музыкально-творческих возможностей и потребностей, к определению путей дальнейшего музыкального самосовершенствования.
Совокупность перечисленных педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности не исчерпывают всего многообразия условий - они, по нашему мнению, самые эффективные.
Педагогические заметки:
Особенности осуществления самореализации учащихся в
музыкальной деятельности
Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности. Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретиче ...
Этапы становления технологического образования в
России
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ...
Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Я.Л. Коломенски ...