Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение

Страница 1

В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учите ля и учеников. Понимание этого взаимодействия опирает­ся на дидактические теории о сущности обучения, поэто­му термин "виды обучения" близок к словам: модель обу­чения, система, образец и даже метод обучения. При из­вестной неопределенности этого термина он все же позво­ляет различать и описывать разные возможности, типы организации обучения. Итак, виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по ха­рактеру взаимодействия учителя и ученика в процессе об учения; по построению, дидактической обработке содер­жания обучения; по методам и средствам обучения, свой­ственным этому, а не другому виду обучения. В дидактике сложились такие виды обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, програм­мированное обучение.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обуче­ние характеризуется прежде всего тем, что учитель излага­ет знания в обработанном, "готовом" виде, ученики вос­принимают и воспроизводят его. Это наиболее распро­страненный вид обучения, научно обоснованный и опи­санный в начале XIX века Гербартом. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных уме­ний, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обу­чения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную лич­ность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что се­годня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формаль­ным ступенями, которые определяют его структуру. Сту­пень ясности: выделение материала и углубленное его рас­смотрение. Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы: обнаружение вы­водов, формулировка понятий, законов. Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, си­туациям. Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, при­менение. Они рекомендуются как обязательные, незави­симо от уровня и предмета обучения. Логика процесса об­учения, таким образом, состоит в движении от представ­ления материала через объяснение к пониманию и обоб­щению.

Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят примерно так:

Главное, что характерно для этого процесса, — дея­тельность учителя состоит в основном в предоставлении, "подаче" информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

Сообщающее обучение как вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последова­тельно, в экономичном режиме и темпе, для большого ко­личества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информа­ции, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются ум­ственные способности и умения учащихся, такие как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения, наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не раз­вивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от ре­продуктивного) мышлению, навыкам творческого мышле­ния. Так появляется проблемное обучение.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информационных технологий
Урочная деятельность Творчество – это радость открытий, это когда в давно знакомом WORDe откроешь что-то новенькое, это когда часами бьешься над отладкой программы, которая затем поразит всех. Творческая деятельность учащихся на уроках вполне посильная задача. Причина слабого усвоения учащимся проф ...

Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников
В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагога дополнительного образования (ниже педагог ДО). Информационно-просветитель ...

Интеллектуальные игры в обучении старшекласников
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения – от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru