В соответствии с выявленными особенностями осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных форм и методов при организации педагогических условий, описанных нами в разделе II.1.
Рассмотрим их практическую реализацию более детально на примере анализа собственного опыта работы в МОУ "СОШ № 3" г. Балашова.
Формирование мотивационно-целевого компонента самореализации характеризуется созданием педагогических условий для формирования мотивационной установки учащихся на включение самореализации в музыкальной деятельности в систему личностных ценностей. Мы выяснили, что по мере включения субъектов в определенный вид музыкальной деятельности, мотивы изменяются и обогащаются, а также детализируются при переходе на следующий уровень самореализации. В соответствии с этим нами были поставлены следующие задачи:
способствовать необходимой базовой теоретической и музыкально-слуховой подготовке детей для предстоящей творческой деятельности;
стимулировать потребность в познании, потреблении и воспроизведении музыкальных ценностей;
ориентировать мотивационные установки учащихся на самореализацию в музыкальной деятельности;
побуждать к постановке личностной цели - самореализации в музыкальной деятельности, самоопределению в виде музыкально-практической деятельности.
Для создания благоприятного мотивационного фона для взаимодействия учащихся и педагогов нами широко использовались игровые ситуации, способствующие формированию интереса к музыкальной деятельности: музыкальные конкурсы и викторины, составление и разгадывание музыкальных кроссвордов.
Для стимулирования положительного отношения учащихся к самореализации в музыкальной деятельности педагогом составлялись карты интересов и диагностика самоопределения; изучались и оценивались их музыкальные способности и творческие возможности; производилась коррекция учебной программы в соответствии с уровнем общего развития и ожиданий детей; организовывалась соответствующая предметно-практическая деятельность; анализировались результаты активизации данного компонента самореализации и определялись перспективы ее дальнейшего развертывания.
Таким образом, педагогическими средствами стимулирования мотивации обучаемых к самореализации в музыкальной деятельности явились: свободный выбор музыкально-практической деятельности, "заражение потребностями", краткосрочные творческие планы, побуждение к музыкальной деятельности, поощрение, убеждение с элементами внушения и создание ситуаций, стимулирующих осознание воспитанником себя как субъекта деятельности и выход за репродуктивный уровень.
Однако наша школьная практика показала, что эффективным является сочетание руководства педагога и взаимовлияние подростков. Ведь для общеобразовательного пространства характерно наличие в классе детей с неодинаковым уровнем возможностей и имеющих различные потребности и мотивы. Мы проследили образование в классах (или в творческом кружке) особых микро-групп, образованных по принципу знакомства, симпатии. В такой "микро-цепочке" обычно выделялся неформальный лидер, был общий интерес и цель (научиться хорошо петь) и установившееся взаимовлияние друг на друга. Следовательно, такая изначально самоорганизованная микро-группа, привлекая своим позитивным влиянием остальных детей, способствовала формированию дружного детского коллектива, имеющего одну цель - музыкально-творческое самоопределение.
По результатам педагогического наблюдения мы сделали вывод, что дружеское общение, развившееся взаимовлияние и взаимостимулирование подростков, основанное на ответственности друг за друга, заинтересованности детей в творческих результатах, способствовало их самореализации в мотивационно-целевом аспекте и свободному общению со сверстниками и взрослыми.
В ходе учебной работы над формированием мотивационно-целевого компонента самореализации учащихся наиболее эффективными методами взаимодействия педагога и воспитанников оказались:
познавательные (лекции-беседы, учебно-познавательные игры, определение близкой и средней перспективы, выступающих в роли побудителей самореализации учащихся через формирование интереса к музыкально-творческой деятельности);
Педагогические заметки:
Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста. Просмотрите ...
Исследование причин утомляемости современных младших школьников
школьник эмоциональный интеллект утомляемость В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, э ...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития
речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...