Воспитание экологической культуры личности

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Воспитание экологической культуры личности

Стремительно развивающее­ся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделе­ние социальной, технической, медицинской экологии, рассмат­ривающих поведение человека в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников со­стоит в воспитании ответственного, бережного отношения к при­роде. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у уча­щихся системы научных знаний, направленных на познание про­цессов и результатов взаимодействия человека, общества и приро­ды; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и ох­ране.

Формирование экологической культуры школьников осуществ­ляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д.Зверев, А. Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Дополненные местным материалом и преподнесенные дол­жным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стрем­ление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок, подросток поймет, что его благополу­чие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел — кон­кретная практическая природоохранная деятельность. Объекта­ми этой деятельности становятся все источники жизнедеятель­ности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направлен­ность, вид, организацию и осуществление экологических вос­питательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, се­лекционеров редких растений.

Педагогические заметки:

Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствую­щее пространство. Воспитательный процесс как социально-психоло­гический феномен конструируется, располагается и разви­вается во вполне определен ...

Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над с ...

Образование как открытая общественно-государственная система
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функ­циями производства и воспроизводства для обеспечения прогрес­сивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом инс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru