История становления профориентации

Информация о педагогике » Профориентация старших школьников » История становления профориентации

Страница 2

В своей работе бюро руководствовалось следующими положе­ниями:

по значимости выбор профессии можно приравнять к супру­жескому выбору;

профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный слу­чай;

никто не должен выбирать профессию без тщательного раз­мышления, без опоры на профконсультанта;

молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;

выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак­торы успешного выбора и мир профессий.

В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам про­фессионального отбора много внимания уделял директор психо­логической лаборатории Гарвардского университета профессор

Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.

По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефони­стка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каж­дые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необхо­димо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Мно­гие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и воз­никла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.

Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригод­ности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализиро­вали проблему “человек—техника”. Все острее стало осознавать­ся, что не каждый желающий может управлять сложным тех­ническим устройством—для этого необходимы знания, способнос­ти и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий. Тем самым бы­ла подготовлена почва для развертывания научно-исследователь­ских работ по тестовым методам оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, кото­рый позволял быстро оценить пригодность призывников к воин­ской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматри­вался как психологическое оружие, поэтому все испытания, мас­штаб исследований и результаты их хранились в тайне. На осно­вании исследований производилось отчисление “негодных лиц”, назначение на “черные работы” неспособных к строю, комплекто­вание унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание час­тей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т. д.

Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Управление образовательными системами
В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необ ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru