Способы оценки результатов обучения в системе Эльконина-Давыдова

Страница 2

2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

Для сохранения результатов практических работ учащихся можно использовать:

1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Для представления результатов обучения самому ученику и его родителям предлагается использовать портфолио ученика. Портфолио на первый год обучения – это показательный портфолио (включает лучшие ученические работы, собранные на этом этапе обучения и отражающие учебные достижения, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика).

Для контроля и коррекции хода обучения учителю предлагается использовать тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, трёхуровневую диагностику, описание которой можно найти в книге «Диагностика учебной успешности в начальной школе»// под ред. П.Г. Нежнова. М.ОИРО, 2009.

При оценке эффективности каждого занятия надо стремиться строго соблюдать следующие условия.

Первое - применять критерии анализа отстраненно и от того, что вам известно о каждой конкретной детской работе, и от того, как вы оцениваете его способности, и от того, какие у вас с ним сложились отношения, то есть таким образом, как будто это работы не ваших учеников, а какого-то неизвестного вам учителя. Второе - применять каждый критерий анализа по-отдельности, не соединяя их даже в тех случаях, когда это кажется очень удобным. Третье - оценивать ни успехи или неудачи отдельных учеников, а всего класса в целом.

Соблюдать эти условия, особенно на первом году занятий, очень трудно, потому что они требуют от учителя смены позиции с той что была на этих уроках - учительской, на ту, которую занимает человек, контролирующий его работу, ничего не знающий ни о занятии, ни об этих учениках. Привыкать к такой метаморфозе придется постепенно. Но без этого оценка учителем результатов своей работы может незаметно превратиться в самообман.

Постоянно результаты уроков анализируются по двум основным показателям: творческой активности детей на этом занятии и уровню освоенности учениками того или иного общего способа деятельности. Эти показатели основные, отражающие именно изменения в развитии детей, а не только освоенность ими знаний, умений и навыков. Дополнительными будут показатели, отражающие качество выполнения учениками различных, чаще всего трудовых операций.

По результатам анализа определяется общая оценка эффективности занятия. Занятие может быть оценено как проведенное очень успешно, если творческая активность детей по сравнению с предыдущими занятиями возросла или осталась неизменной. Напротив, увеличение работ самого низкого уровня при отсутствии самого высокого чаще всего свидетельствует о неудачно проведенном занятии, о резком снижении у детей мотивации, интереса к учебному и творческому решению задания.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы
Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследс ...

Обучение различным видам чтения
Рассмотренные упражнения создают предпосылки для функционирования чтения как речевой деятельности. Однако для того чтобы учащиеся воспринимали его как определенную деятельность, соответствующую уровню их интеллектуального развития, необходимо соблюдать еще ряд условий. 1. Следует подбирать тексты, ...

Причины попадания семьи в группу риска
Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России св ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru