Тема педагогического проекта посвящена исследованию проблематики психологического профконсультирования учащихся старших классов образовательных учреждений МО «Х-кий район».
Актуальность предлагаемого исследования обусловлена теоретическим и практическим значением вопроса профориентации, определяется тем, что он является частью более общей проблемы - проблемы научного управления социальными процессами - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Практическое социально-педагогическое значение этого вопроса определяется следующим обстоятельством. Существует значительное несоответствие между объективной потребностью общества в притоке молодой рабочей силы (в производство, строительство, сферу обслуживания) и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся лишь в ограниченный круг учебных заведений. Отсюда - ряд нежелательных последствий (экономических, моральных, психоневрологических).
Имеет место и несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека. Это создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов. Это второе обстоятельство является препятствием для осуществления принципа «От каждого по способностям...».
Мотивы выбора профессии, как известно из многочисленных психологических, педагогических и социологических работ, детерминированы рядом более или менее управляемых факторов - системой идеологических воздействий, влиянием школы, семьи, экономическими и юридическими факторами, соотношением соответствия или несоответствия своих личных качеств требованиям той или иной профессии. Однако по ряду обстоятельств эти факторы действуют отчасти стихийно, и в результате молодежь оказывается дезориентированной - стремится в основном овладеть крайне ограниченным кругом «интеллигентных» или «романтичных» профессий, не подозревая о многих таких профессиях, которые могли бы быть не менее привлекательными. Дополнительную трудность в самоопределении подростков составляют глобальные процессы в изменении типов общества: индустриальное – постиндустриальное – информационное, что ведет к появлению новых профессиональных групп и соответственно потребностей на рынке труда.
Таким образом, выбор профессии в существующих условиях отнюдь не всегда является сознательным и свободным (если под свободой понимать осознанную необходимость). Возникает задача построить такую систему профориентационных методик выбора профессии, которая поможет учащимся в их самоопределении или, точнее говоря, существенно реконструировать, рационализировать традиционно сложившуюся систему.
Из анализа следует - проблема профориентации является многоаспектной и комплексной, т.е. требует участия не только многих, но и очень разных специалистов.
Необходимость профориентационной деятельности как никогда актуальна в новых экономических условиях. Высокая стоимость внебюджетного обучения заставляет задуматься о целесообразности ресурсовложений в то или иное образование. Возможность отбора специальности, которой собираешься посвятить свою жизнь должна проводиться грамотно и осознано, а не на основе рекламных компаний ВУЗов.
В ходе реализации проекта автор решает ряд задач:
анализ результатов работы за текущий год;
изучение группы профориентационных тренингов, адаптация, методика внедрения в практику работы;
предложения по усовершенствованию методов работы в области профконсультации старшеклассников проходящих обучение на базе Муниципального образовательного учреждения для детей «Межшкольный учебный комбинат».
Проект состоит из четырех глав:
первая глава является технологией индивидуальной работы с оптантом, содержит метод исследования профессионального самоопределения учащихся МОУ для детей МУК, приводит аналитический отчет проведенного исследования по разработанной методике в сравнительной динамике;
вторая глава предлагает серию игровых тренингов призванных совершенствовать профессиональные и методологические подходы в вопросах личностного самоопределения учащихся;
третья глава очерчивает круг организационных проблем деятельности психолога - профориентатора и намечает перспективные пути деятельности кабинета профориентации МОУ для детей МУК;
четвертая глава посвящена инновационной разработке, включающей в себя апробирование программного продукта для комплексной оценки личности в плане ее профориентации сообразно типологических характеристик, адаптации комплексного исследования личности для массового применения путем разработки карт комплексного исследования интеллекта человека с гибкой профориентацией.
Обоснование базы проектирования
В муниципальном образовательном учреждении для детей «Межшкольный учебный комбинат» (далее по тексту МОУ для детей МУК) проходят профессиональную подготовку ежегодно более 000 школьников МО «Х-кий район» (по состоянию на сентябрь 0000 г. – 000 чел., на январь 0000 г. 0000 чел.), комбинат проводит обучения по профилям:
«Электротехника»;
«Деревообработка»;
«Информационные технологии»;
«Металлообработка»;
«Основы швейного производства» (профессия - портной легкой женской одежды);
«Основы вязания»;
«Основы дошкольного воспитания»;
«Домашняя экономика и основы предпринимательства»;
«Медицинский профиль» (профессия – младшая медицинская сестра);
«Торговое обслуживание»;
«Технология приготовления и культура обслуживания».
Цель проекта. Формирование ответственного отношения старшеклассников к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, внедрение новых методических разработок.
Задачи квалификационной работы:
анализ проблем профориентации, выбор метода исследования (способа, технологии);
адаптация, разработка плана и методики проведения тренингов профессионального самоопределения для подростков;
разработка предложений по осуществлению профессионального роста, перспективные направления интеграции деятельности кабинета психолога и кабинета профориентации МОУ для детей МУК;
разработка опросных карт и технология применения программного Интернет комплекса тестирования интеллекта человека с гибкой профориентацией в МОУ для детей межшкольный учебный комбинат;
внедрение разработанных методик.
Предмет исследования - процесс профориентации личности подростков.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что в проекте разработаны и обоснованы практические подходы к усовершенствованию политики профориентационного тестирования, предлагается многоаспектный охват школьников выпускных классов города.
К сожалению, проблемам профориентации в литературе уделено не так уж много внимания. Психологическому профконсультированию посвящено большое количество статей в периодической литературе, но фундаментальных трудов описывающих профконсультацию довольно мало. Из авторов таких исследований хотелось бы отметить: Авдуевскую Е.П., Араканцеву Т.А. «Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы», «Жизненные перспективы личности»; Овчаровой Р.В. «Справочная книга школьного психолога», Забродина Ю.М. «Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации (проблемы психологической теории и практики)»; Климова Е.А. «Введение в психологию труда»; Лишина О.В. «Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса»; Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение», «Психологический смысл труда»; Флоровской Г.С., Флоровского С.Ю. «Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности» и «Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников» - которые оказали мне неоценимую помощь в процессе написания настоящего педагогического проекта. Дополнительно я использовала практические труды следующих авторов: Климова Е.А. (Личная профессиональная перспектива ЛПП), Овчаровой Р.В. (программа профориентационного тестирования), И. Кабиной, Т. Радзик (Я в мире профессий), Самоукиной Н.В. (первые шаги школьного психолога), Койнова Р.С. (программа тестирования личности с гибкой профориентацией) и многих других.
Педагогические заметки:
Конспекты факультативных занятий «Четырёхугольники
их свойства и признаки»
Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач Цели: 1. Развитие мыслительной деятельности при решении практических задач по теме «Четырехугольники». 2. Развитие творческих способностей, логического мышления. 3. Формирование и закрепление комбинаторных навыков учащих ...
Результаты опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому
образованию в учебной деятельности младших школьников на фоне педагогических
условий
Цель: Изучить уровень сформированности эколого-экономических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента. Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те ...
Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура,
динамика, движущие силы и противоречия
Сущность обучения. Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и "целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся", в ходе кот ...