Когда преподаватель, идет на урок, то хочет, чтобы он прошел интересно, а учащиеся стремились к получению знаний, рассуждали, спорили, искали и доказывали. Но такие уроки возможны при достаточной мотивации учащихся. Однако тех, кто приходит учиться в наш колледж больше интересуют специальные предметы, которые дают всем знания по вобранной профессии. Вызвать интерес у учащихся к изучению общеобразовательных предметов можно. У педагога для этого есть разнообразные средства. В своей практике я сделала выбор - проблемное обучение.
Уже много лет я работаю над темой «Применение проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения». Целью проблемного обучения является не только усвоение результатов научного познания, но и формирования самостоятельнойдеятельности учащихся, развития их творческих способностей.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. Опыт применения проблемного обучения исследован Ш.И. Махматовым, И.Я. Лернером, А.М. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым.
Актуальность
Проблемой профессионально-технического образования является низкая мотивация к общеобразовательным предметам. Ребят больше интересуют такие предметы, как «Тракторы», Электротехника», «Спецтехнология», которые готовят их к будущей профессии. Преподавая в колледже историю и обществоведение я пришла к выводу, что активизации познавательной деятельности способствует проблемное обучение. С его помощью учащиеся учатся анализировать, систематизировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, а также приобретать такие необходимые современные специалисту компетенции как информационная, коммуникативная, исследовательская.
Цель опыта: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельное овладение знаний, развитие коммутативных способностей на уроках истории и обществоведения.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- формировать заинтересованность учащихся в решении познавательных задач, вовлечение их в активную познавательную деятельность, усвоение новых знаний;
- создать атмосферу доброжелательности и удивительного отношения к мнению каждого учащегося;
- разработать систему задания необходимых для творческой познавательной деятельности;
- проанализировать влияние проблемного обучения на результативность обучения истории.
Этап изучения
Цель: изучить и систематизировать существующий педагогический опыт по данной теме.
Направления деятельности |
Результат |
Анализ материалов Д.В. Вильжива[3], В.В. Давыдова[4], С.С. Нашлева [5], М.И. Макмутова [10] и др. Знакомство с педагогическим опытом учителей истории по проблемному обучению по материалам журнала «» |
1. Создание банка данных особенностей проблемного обучения 2. Накопление и систематизация опыта |
Этап применения на практике
Цель: создать систему использования проблемного обучения в учебном процессе
Применение проблемного обучения на уроках истории, курса. Человек общество, государство, обществоведения. Систематизация накопленного материала по данной технологии Анализ среднего балла и качества знаний учащихся за каждое учебное полугодие Демонстрация опыта Постоянное накопление материала, создание новых разработок Распространение опыта работы. |
Создание банка данных используемых материалов, алгоритмов. Накопление разработанных приёмов и форм Использование аналитических материалов для коррекции дальнейшей работы Проведение открытых уроков по данной технологии, участие в областных семинарах, выступление на заседаниях внутриколеджных методических комиссиях, проведение учащимися исследовательских работ. Защита Высшей категории работа по обобщению опыта.(2008 г). Выступление на областных педагогических чтениях. (2011), где получила диплом б II степени. |
Этап осмысления
Цель: Оценка результатов по применению проблемного обучения на уроках истории и обществоведения
Направление деятельности |
Результат |
1. Анализ успеваемости учащихся по истории, обществоведению за 2006-2013 гг. |
Положительная динамика результатов успеваемости за время использования проблемного обучения. |
2. Проведение эксперимента для проверки эффективности проблемного обучения |
Показатели в экспериментальной группе оказались лучше |
Педагогические заметки:
Векторные треугольники скоростей и перемещений в
задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...
Инновационные процессы в образовании
Выясним смысл понятий «педагогическая система» и «нововведения в педагогической системе». Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система (ПС) — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (н ...
Сущность деятельности педагога дополнительного образования в области
профессиональной ориентации школьников
В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная н ...