Применение проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения

Информация о педагогике » Применение проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения

Когда преподаватель, идет на урок, то хочет, чтобы он прошел интересно, а учащиеся стремились к получению знаний, рассуждали, спорили, искали и доказывали. Но такие уроки возможны при достаточной мотивации учащихся. Однако тех, кто приходит учиться в наш колледж больше интересуют специальные предметы, которые дают всем знания по вобранной профессии. Вызвать интерес у учащихся к изучению общеобразовательных предметов можно. У педагога для этого есть разнообразные средства. В своей практике я сделала выбор - проблемное обучение.

Уже много лет я работаю над темой «Применение проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения». Целью проблемного обучения является не только усвоение результатов научного познания, но и формирования самостоятельнойдеятельности учащихся, развития их творческих способностей.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. Опыт применения проблемного обучения исследован Ш.И. Махматовым, И.Я. Лернером, А.М. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым.

Актуальность

Проблемой профессионально-технического образования является низкая мотивация к общеобразовательным предметам. Ребят больше интересуют такие предметы, как «Тракторы», Электротехника», «Спецтехнология», которые готовят их к будущей профессии. Преподавая в колледже историю и обществоведение я пришла к выводу, что активизации познавательной деятельности способствует проблемное обучение. С его помощью учащиеся учатся анализировать, систематизировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, а также приобретать такие необходимые современные специалисту компетенции как информационная, коммуникативная, исследовательская.

Цель опыта: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельное овладение знаний, развитие коммутативных способностей на уроках истории и обществоведения.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

- формировать заинтересованность учащихся в решении познавательных задач, вовлечение их в активную познавательную деятельность, усвоение новых знаний;

- создать атмосферу доброжелательности и удивительного отношения к мнению каждого учащегося;

- разработать систему задания необходимых для творческой познавательной деятельности;

- проанализировать влияние проблемного обучения на результативность обучения истории.

Этап изучения

Цель: изучить и систематизировать существующий педагогический опыт по данной теме.

Направления деятельности

Результат

Анализ материалов Д.В. Вильжива[3], В.В. Давыдова[4], С.С. Нашлева [5], М.И. Макмутова [10] и др.

Знакомство с педагогическим опытом учителей истории по проблемному обучению по материалам журнала «»

1. Создание банка данных особенностей проблемного обучения

2. Накопление и систематизация опыта

Этап применения на практике

Цель: создать систему использования проблемного обучения в учебном процессе

Применение проблемного обучения на уроках истории, курса. Человек общество, государство, обществоведения.

Систематизация накопленного материала по данной технологии

Анализ среднего балла и качества знаний учащихся за каждое учебное полугодие

Демонстрация опыта

Постоянное накопление материала, создание новых разработок

Распространение опыта работы.

Создание банка данных используемых материалов, алгоритмов.

Накопление разработанных приёмов и форм

Использование аналитических материалов для коррекции дальнейшей работы

Проведение открытых уроков по данной технологии, участие в областных семинарах, выступление на заседаниях внутриколеджных методических комиссиях, проведение учащимися исследовательских работ.

Защита Высшей категории работа по обобщению опыта.(2008 г).

Выступление на областных педагогических чтениях. (2011), где получила диплом б II степени.

Этап осмысления

Цель: Оценка результатов по применению проблемного обучения на уроках истории и обществоведения

Направление деятельности

Результат

1. Анализ успеваемости учащихся по истории, обществоведению за 2006-2013 гг.

Положительная динамика результатов успеваемости за время использования проблемного обучения.

2. Проведение эксперимента для проверки эффективности проблемного обучения

Показатели в экспериментальной группе оказались лучше

Педагогические заметки:

Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru