Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения .
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.
Для младшего школьного возраста характерны активная познавательная и эстетическая деятельность ребенка, так же развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, становление самопознания, освоение различных социальных ролей и человеческих ценностей. Однако, у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Абсолютно очевидно то, что данные проблемы могут благополучно решаться только при осуществлениивоспитания у детей эстетического восприятия к окружающему миру. Формирование эстетических чувств и представлений, приобщение к прекрасному осуществляется по определенной системе, в многообразных видах деятельности, при восприятии окружающей реальности и произведений искусства.
Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественного опыта – важнейшая задача эстетического воспитания и решение наиболее успешно в непосредственном контакте ребенка с эстетическими явлениями в природе и жизни.
Эстетическое восприятие не дано человеку от рождения, оно формируется под влиянием правильного руководства. Успех данной работы будет зависеть от верно подобранных педагогом и наиболее эффективных способов и средств.
Успешное развитие эстетического восприятия, творческих способностей, познание эстетического в искусстве и действительности во многом обуславливается тем, насколько учащиеся в процессе учебной деятельности учатся сознательно использовать выразительные средства разных видов искусства как во время бесед о произведениях художников, так и во время практической работы.
Исходя из актуальности, нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Эстетическое воспитание детей с зпр младшего школьного возраста посредством аппликации».
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования аппликации в эстетическом воспитании младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста с ЗПР посредствомаппликации.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников с ЗПР будет эффективным, если:
- выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;
- работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;
- используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР;
- изучить особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР и характеристику типичных нарушений;
- изучить основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР средствами аппликации;
- проанализировать уровень эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ и обобщение научных данных (цитирование, аннотирование, конспектирование), эмпирические методы: наблюдение, беседа, метод оценивания, объяснения, метод составления таблиц и построения графиков, метод анализа полученных данных.
Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический (сентябрь - октябрь 2011): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).
Второй этап – экспериментальный (ноябрь - декабрь 2011): проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Третий этап – обобщающий (январь - март 2012): анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предметам и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования возможны в ходе непрерывной педагогической практики, в деятельности учителей специальной (коррекционной) школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, а также специалистов коррекционно- развивающих центров.
Исследование проводилось на базе Центра семьи и детства «Умка» города Новый Уренгой.
Педагогические заметки:
Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в
учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...
Общая характеристика детей с умственной отсталостью
тревога аномальный ребенок коррекция Интеллект – это понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию: суждения, умозаключения, анализу и синтезу, отделению главного от второстепенного, накоплению знаний и практическому их применению, умению адаптироваться в новых ситуация ...
Особенности речевого дыхания
Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем ...