Психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства » Психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Таким образом, творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности.

Л.С. Выготский отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, лето прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития». Условием для возникновения творчества Л.С. Выготский называет неприспособленность к окружающему миру. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества.

Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, не могло бы творить. Ребенок всегда неприспособлен, позже, набрав определённый жизненный багаж, человек может идти далее проторенным путем, принимая стандартные ранения, отказавшись от какого-либо побуждения к творческой деятельности. Одним из условий творчества Л. Выготский называет воображение.

В. Давыдов творческим называет такой процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах.

Г.Л. Ермаш отмечает, что творческий продуктивный вид деятельности является наиболее сложной, высшей ступенью отношений человека к действительности».

Творчество рассматривается и как форма познания действительности. Причём, в результате этого познания происходит не копирование действительности, а воспроизведение ее через призму человеческого отношения к её явлениям, через анализ ценности этих явлений для человеческой жизнедеятельности.

Одной из форм такого познания действительности является Искусство. «В искусстве, - по мнению Е.В. Бодрова, - сливается в одно нерасторжимо целое познание и созидание, познание и творчество».

Специфической формой отражения и познания жизни в её конкретных и индивидуальных проявлениях являются художественные образы произведений искусства. Являясь носителем информации, художественный образ выступает отличительным признаком конкретного вида творчества. То есть для каждого вида творчества характерен свой художественный образ, воплощенный в специфической, присущей данному виду творчества художественной форме. Причём, художественные образы не просто отражают жизнь, а всегда выражают эстетическое отношение к прекрасному и образному. Художественное творчество проявляется в отборе, обобщении тех или иных жизненных явлений и в индивидуально-неповторимой форме их воплощения.

В исследованиях, посвященных проблемам творчества, в области эстетики, искусствознания, психологии выделяется ряд этапов, взаимосвязанных сторон процесса творчества. Одним из первых, кто пытался описать комплекс таких стадий, был Б.А. Лезин. Применительно к художественному творчеству им выделялись следующие стадии: труда; бессознательной работы; вдохновения.

В работе Я.А. Пономарёва процесс творчества подразделяется на ряд взаимосвязанных этапов: осознание проблемы, решение проблемы, проверка решения, - имеющих свои специфические задачи. Каждый из них имеет свою, важную для понимания процесса творчества, характеристику.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем « комплексные возможности ученика в совершении дея ...

Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru