Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обозначения этой группы индивидов.
Наиболее глубокие разработки в области аномального развития были сделаны выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Еще до Выготского проводили многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии, накапливался эмпирический материал об особенностях развития детей с различными физическими и психическими аномалиями. Следует отметить огромное научно-практическое значение исследований, где подчеркивалась роль социального воспитания в развитии аномального ребенка. Это работы А. Адлера, А. С. Грибоедова, А. Сегена, П. Я. Трошина и др.
Для диагностики УО часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем УО считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У УО детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта.
В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых (МКБ – 10), на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта:
- с легкой (IQ – 50-69),
- умеренной (IQ – 35-49),
- тяжелой (IQ – 20-34),
- глубокой степенью умственной отсталости (IQ – ниже 20).
Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекционной) VIII вида.
В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости:
- дебильность (мышление наглядно-образное, имеется фразовая речь),
- имбецильность (доступно понимание и произношение простейших фраз),
- идиотию (грубо нарушены все функции, мышление отсутствует, речь неразвита, имеются элементарные эмоции).
Легкая степень умственной отсталости – дебильность - встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных условиях. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д.
Педагогические заметки:
Анализ опыта работы учителя Малькевич С.В. в формировании
коммуникативных навыков на уроках английского языка
Необходимо ещё раз обозначить гипотезу нашего исследования. Наша задача состояла в том, чтобы установить, способствует ли использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса формированию коммуникативных навыков у учащихся. Для подтверждения нашей гипотезы и в соответствии с ...
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...
Особенности развития речи и требования к речи младших школьников
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русого языка. Названиями основных разделов программы п ...