Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет

Информация о педагогике » Педагогические пути коррекции осанки умственно отсталых детей 7-8 лет » Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет

Страница 2

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей .

Понятие "умственно отсталый ребенок" охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. "разлитой", характер. Все это обуславливает у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко – в познавательной.

Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и значительного снижения интеллектуальной деятельности характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети - олигофрены (от греч. Oligos – малый + phren - ум).

Ряд исследователей (А.Р.Лурия, В.И.Лубовский, А.А.Мещаряков) сделали вывод, что при умственной отсталости наблюдаются нарушения общей нейродинамики, патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов.

Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора-трех лет жизни, то есть до становления речи .

Дети – олигофрены являются наиболее изученными в психологическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в специальных садах для детей с поражениями центральной нервной системы и учащихся школ и школ – интернатов для умственно отсталых детей.

В последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии – со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т.п.

Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально – волевой сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохраненные способности – музыкальный слух, чувство ритма, способность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружающими и т.п.

Клинико-психологическая структура умственной отсталости обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом, с преимущественной незрелостью ее коры.

Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин.

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внутренние, обусловленные, как правило, генетическими факторами. Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...

Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его результаты
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление особенностей развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. В процессе проведения констатирующего эксперимента перед нами стояли следующие задачи: 1) определение уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с ...

Векторные треугольники скоростей и перемещений в задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru