Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами.
Потек информации в наши сутки невозможно овладеть эрудированному человеку. Поэтому задание школы заключается не в передаче этой информации (знаний) своим воспитанникам, а в формировании умений и навыков получить эту информацию, самостоятельно овладевать ею, критически осмысливать. Знание - это не раз и навсегда дано, а то, которое подлежит постоянному обновлению, углублению и совершенствованию. Вот почему учитель должен учить добывать их не путем накопления, составления в коморку, а - восприятия, критического мышления.
Такие знания содействуют развитию и самореализации личности. А представление их в значительной мере решается через внедрение инновационных технологий, в частности чтения и письма для развития критического мышления (ЧПКМ). Убедилась, что формы и методы работы по отмеченной технологии направлены на формирование в учеников таких черт, как способность самостоятельно добывать необходимые знания, умело применять их на практике и тому подобное. Технология ЧПКМ помогает ученику упорядочивать потек информации, добирать из изученного материала главное, которое способствует его лучшему восприятию и усвоению, Использование этой технологии создает на уроке атмосферу поиска, творчества и сотрудничества, разнообразит работу, обеспечивает углубление в литературное произведение, эффективное общение с писателем и его героями. Уроки за методикой ЧПКМ далеки от авторитарности. Это своеобразный диалог, где учитель и ученики создают единственный ансамбль, в котором каждая сторона заинтересована в поиске истины. Но не следует забывать, что ведущая роль в данном случае все же принадлежит учителю. Он добирает необходимый дидактичный материал, определяет приемы его овладения и т.п. В частности, с помощью анкетирования следует узнать, как восприняли ученики программное произведение. Это поможет сориентироваться в содержании и объему материала, который изучается, формах и средствах его овладения.
Формировать умение критически мыслить следует практиковать уже из 5 класса. Но отмечу, нет какой-то одной методики, руководствуясь которой, можно было бы научить критическому мышлению. Главное - на каждом уроке учить учеников анализировать информацию, ставить ее под сомнение, адаптировать к определенным условиям, принимать или отбрасывать. Как практически прививать критический подход к овладению материала уроков?
Например, 5 класс. Г. К. Андерсен. "Снежная королева".
И этап урока. Мотивация.
Задание (взято из контекста урока РСР. Перевод произведения от имени героя"). Путем гронирования с помощью определенных знаков-символов определить роль людей, зверел и птиц, которых встречала Герда во время поисков Кая:
Ø помощь
Ø препятствование
Ø из определенных причин нейтральная позиция.
II этап урока
Задание. Выразить свое отношение к персонажам произведения. Прием, уже освоенный учениками, осложняется учителем. В результате совместной активной работы создается схема:
Принц и принцесса
Семейство ворона Маленькая разбойница
Волшебница
Олень
Педагогические заметки:
Задания, способствующие развитию речи младших школьников
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обосновано сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Т.Г. Рамзаева. Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее ...
Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования
Сущность педагогического образования. Поскольку образование как предмет педагогики – это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанник ...
Электронный документооборот для управления образованием и образовательных
учреждений
Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой д ...