Развивающая учеба как средство активации познавательных интересов учеников в процессе изучения зарубежной литературы

Информация о педагогике » Развивающая учеба как средство активизации познавательных интересов учеников » Развивающая учеба как средство активации познавательных интересов учеников в процессе изучения зарубежной литературы

Все, что ученик может взять сам

нельзя ему давать.

В.О.Сухомлинский

Педагоги интересуются новыми технологиями, которые бы имели наилучший эффект в овладении знаниями нашими воспитанниками.

Среди таких педагогических технологий на особенное внимание заслуживает развивающая учеба.

Еще в начале 30-х годов ХХ века выдающийся психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность учебы, как на свою прямую и непосредственную цель. Ученый установил, что развитие интеллекта воспитанника происходит через зону „ближнего развития”, когда ребенок сначала может делать что-то в сотрудничестве с взрослыми, а затем переходит на такой уровень развития, когда это действие может выполнить самостоятельно. Он считал, что „только та учеба в детском возрасте хорошо, когда оно опережает развитие и ведет развитие за собой.”.

На широкой экспериментальной основе гипотезу Л.С. Выготського начали проверять и конкретизировать два научных коллектива: Л.В. Замкова и Д.Б. Ельконина. с их именами связывают создание теории, учебной деятельности, которая лежит в основе системы разливательной учебы.

Традиционная учеба направлена по большей части от конкретного, одиночного к общему, абстрактному, от случая - к системе. Это формирует эмпирическое мышление, по мнению В.В.Давыдова, который поставил вопрос о возможности разработки новой системы учебы с направлением от абстрактного к конкретному, от системного - к одиночному. То мышление, что развивается в процессе такой учебы, называется теоретическим, а учеба - развивающим.

В основе развивающей учебы лежит представление о развитии ребенка как субъекта личной деятельности. Потому главная цель учителя - обеспечить ее развитие, выучить личные учебно-познавательные возможности ученика, определить индивидуальные зоны его ближайшего развития и помочь формированию это не сформированных способностей.

Главной целью разливательной учебы является формирование активного, самостоятельного творческого мышления ученика и на этой основе постепенного перехода к самостоятельной учебе.

Задание развивающей учебы является формированием личности гибким умом, развитыми потребностями к последующему познанию и самостоятельным действиям, с определенными навыками и творческими способностями.

Для того, чтобы учеба действительно развивала, обращаем внимание на сам урок, его построение. Готовясь к каждому уроку, учитель продумывает и организует так учебную деятельность, чтобы происходило развитие процессов восприятия, воображения, чтобы ученики овладевали всем и в них накапливался индивидуальный опыт поисковой деятельности, формировались качества, нужные для комбинирования, конструирования, превращения.

Для организации развивающей учебы целесообразно использовать такие методы, которые вызывают наибольший интерес у учеников: проблемные, производительные, исследовательские, что развивают творческое мышление и воображение.

Эффективности урока способствуют такие психологические условия его подготовки:

- определение уровня умственного развития учеников, их отношения к учебе;

- творческое самочувствие на уроке;

- психологический контакт с классом;

- организация познавательной деятельности учеников.

Суть технологии разливательной учебы заключается в том, что ученик самостоятельно избирает уровень проработки учебного материала. Задание учителя - определить „зону ближайшего развития” ребенка и помочь ей перейти на высший уровень умственных операций, то есть обеспечить это развитие.

Педагогические заметки:

Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8 классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значе­ние имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во мно­жестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...

История становления социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru