Развитие познавательного интереса является одним из важных факторов обучения, который позволяет достигнуть наиболее качественных и высоких результатов. В результате изучения ПИ было выявлено, что одним из факторов его развития является использование наглядности.
Изучение трудов Е.А. Гогуна, Н.А. Иппаевой и др. по применению графической наглядности на уроках русского языка и её роли в обучении и развитии познавательного интереса. Для будущего преподавателя русского языка данные учебные пособия позволяют определить роль наглядности в развитии познавательного интереса.
Нами сформулированы следующие рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся с помощью применения наглядности на уроках русского языка:
-каждый урок русского языка должен способствовать развитию познавательного интереса учащихся, устанавливая эмоциональную стабильность при изучении темы, доводя возможность концентрировать, сосредоточивать внимание, шлифуя интеллектуальные способности учащихся. Этому способствует применение наглядности в совокупности с изучением теоретических основ предмета;
-повышение эмоционального фона следует осуществлять не с ориентацией на отдельного ученика, обучение будет носить развивающий и воспитывающий характер, ориентируясь на весь класс.
-уроки, поводящиеся в нетрадиционной форме (праздники, спектакли, конкурсы) с применением обобщающей и систематизирующей наглядности будут более действенны для развития ПИ;
-учить следует не только видеть наглядность, но и работать с ней, уметь соподчинять визуальный образ теоретическому материалу;
-наглядность можно предоставлять как учителем, а можно создавать на уроке вместе с учащимися, формируя навык самостоятельной, творческой работы;
-работа с разными видами наглядности как по отдельности так и в совокупности друг с другом способствует развитию ПИ и тем самым повышает продуктивность урока русского языка.
Познавательный интерес не может развиваться в изолировании от других средств обучения русскому языку, поэтому развитие ПИ должно происходить повсеместно и соподчинено.
Проанализировав основные теоретические подходы к определению сущности познавательного интереса, определив психологические особенности развития современного школьника с точки зрения восприятия различных форм наглядности мы предоставили систему работы по формированию познавательного интереса к русскому языку с применением на уроках различных типов наглядности, соподчинённой теоретическому материалу так, чтобы учащиеся, сопоставляя визуальный образ и теоретический материал, могли словесно систематизировать, анализировать информацию.
В условиях развивающего обучения формирование познавательной деятельности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс. Одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий, изменяющегося качества мыслительной деятельности, является использование обобщающей, систематизирующей наглядности как обучающей, так и развивающей, занимательной.
В преподавании языка наглядностью служит сам язык, а грамматические термины, лингвистические определения выступают как обобщения. В графической форме возможно отражение только обобщений, общих закономерностей языка, отвлечение от несущественных признаков, конкретных значений, поэтому графичность (изобразительность) можно считать отличительным признаком обобщающей и систематизирующей языковые связи наглядности. Таким образом, языковые средства соответствуют словесным формулировкам языковых обобщений и обобщённость графической наглядности именно при изучении языка является её существенным признаком.
Рассматривая наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка мы считаем возможным создание на плоскости графической наглядности, всё богатство языка, сложные многоаспектные иерархические связи грамматических категорий. Следовательно, использование наглядности при изучении учащимися родного языка является полезным, но далеко не единственным приёмом обучения. Применение наглядности должно опираться на работу учащихся со словом, предложением и, конечно, текстом.
Экспериментальная работа проводилась на базе 2 «Д» класса, 27 школы, которая показала, что применение наглядности существенно повышает познавательный интерес учащихся, помогает усвоению материала, развивает все психологические стороны учащегося, тем самым, формируя компетентность школьника. Тщательный подбор различных видов наглядности в зависимости от цели урока вносит разнообразие изучаемого материала и чётко определяет для учащихся цель урока.
Педагогические заметки:
Психофизиологические аспекты готовности детей к школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка? Справится ли ...
Внеклассная работа по экологическому образованию и
воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и бол ...
Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в
учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...