«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве приоритетной задачи определяет ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие познавательных креативных способностей обучаемого.
В условиях развивающего обучения формирование познавательной активности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс, по этой причине, одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий, направленных на совершенствование мыслительной деятельности и своей мыслительной деятельности, является использование наглядности обобщающей, систематизирующей полученные знания.
Как показывает анализ исследований Занкова Л.В., Власенкова А.И., Щукиной Г.И., ДашкоЛ.И. широкое распространение в процессе обучения получила лишь одна форма наглядности - внешняя, перцептивная, основанная на процессах непосредственного чувственного отражения действительности(ощущении и восприятии).
Наглядно-действенное и образное познание доминирует на начальных этапах развития ребёнка. Следовательно, наглядность также выступает доминирующим фактором развития всех познавательных процессов. В связи с этим проблема исследования различных форм и видов наглядности актуальна. По этой причине нами была выбрана тема исследования: «Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к изучению русского языка».
Начальное обучение должно обеспечить, прежде всего, формирование у учащихся системы наглядно-чувственных представлений о явлениях окружающей жизни, первичные обобщения, установление простых связей и на их основе развитие общего кругозора. Безусловно, именно в детском саду или начальной школе закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшей жизни и дальнейшего обучения.
Современные дети в большинство своём целеустремлённы, настойчивы в получении желаемого. У них сильно развита интуиция, они имеют гордый, сводолюбивый нрав, повышенное чувство собственной значимости и самоценности, категорическое не приятие догм и устаревших систем образования, отказ от подчиняться грубому давлению(при авторитарном стиле воспитания). Важно отметить, всё это отличает современных детей.
Для них важна возможность постоянного самовыражения через творчество, познавательную деятельность или физическую активность. Образное мышление этих детей должно протекать только через яркие зрительные образы. Применение наглядности является неотъемлемым средством в образовании для детей с разной степенью развития, и , пожалуй, одним из важных средств в обучении учащихся начальной школы.
Таким образом, проблемой нашего исследования – является ли наглядность средством способствующим повышению качества обучения русскому языку и повышается ли при использовании наглядности познавательный интерес школьников к предмету.
Цель исследования - определить влияние наглядности на развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Объект - познавательный интерес учащихся к русскому языку
в процессе изучения родного языка.
Предмет - наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Гипотеза - если на уроках русского языка использовать различные виды и формы наглядности, то это будет способствовать повышению познавательного интереса школьников к предмету.
Задачи исследования
1.Проанализировать основные теоретические подходы к определению сущности познавательного интереса.
2. Выяснить основные способы развития познавательного интереса у младших школьников.
3.Определить психологические особенности развития современного школьника с точки зрения восприятия различных форм наглядности
4. Изучить рекомендации по организации работы на развитие познавательного интереса учащихся к урокам русского языка.
5.Охарактеризовать учебники и учебные пособия по обучению русскому языку в аспекте применения наглядности как средство формирования и развития познавательного интереса к предмету
6.Представить систему работы по формированию познавательного интереса к русскому языку с применением на уроках различных типов
7. Выявить экспериментальным путём возможности применения наглядности на развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
8. Аргументировать необходимый тщательный подбор различных видов наглядности в зависимости от цели урока.
9. Создать методические рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с использованием наглядности.
Структура исследования:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, списка литературы и приложения.
Во введении определяется актуальность выбранной нами темы. Первая глава «Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся к русскому языку»- представляет собой характеристику основных теоретических разработок по проблеме развития познавательного интереса учащихся. В главе определяется сущность познавательного интереса как проявление умственной и познавательной активности человека в познании окружающего мира через изучение его сущностных сторон, причинно-следственных связей и закономерностей. Определены основные характеристики познавательного интереса:
- избирательное отношение к объекту деятельности;
-способность формирования личностного отношения к предмету;
-побуждение к поиску преобразований деятельности посредством интеллектуальной активности.
Применительно к процессу обучения, познавательный интерес определён нами как стремление углубиться в познание интересующего предмета. Путь формирование познавательного интереса – от любопытство через любознательность к познавательному интересу, который проявляется в интеллектуальной активности.
В главе рассматриваются основные средства наглядности, которые можно использовать в учебном процессе, как зрительные, так и слуховые. Рассмотрены особенности некоторых средств обучения (учебники, учебные пособия), и даётся их характеристика в аспекте применения наглядности как способа формирования различных умственных навыков учащихся.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий», представляет материал по диагностике уровня познавательного интереса учащихся к русскому языку; по системе работы над совершенствованием познавательной активности. Во второй главе даны результаты контрольного этапа эксперимента, позволяющего определить степень сформированности познавательного интереса с учётом применения средств наглядности в процессе обучения.
Список литературы содержит 35 источников. В приложении даны графики и таблицы, используемые на этапе формирующего эксперимента.
Методы исследования
-изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования наглядности на уроках русского языка;
-наблюдение за развитием познавательной деятельности учащихся посредством -использования различных форм наглядности на уроках русского языка в начальных классах;
-анкетирование и тестирование;
-эксперимент;
-анализ и синтез форм, методов и приёмов использования различных форм наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Педагогические заметки:
Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической
литературе
По мнению одних психологов, в настоящее время личность – это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, чт ...
Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...
Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...