Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русского языка одновременно с грамматическими умениями, т.е. теми умениями, в результате овладения которыми формируется лингвистическое понятие.
Рассмотрение в структуре познавательной деятельности частных операций, составляющих умение применять графическую наглядность при изучении грамматической темы, позволило соотнести общеучебные и предметные умения.
При сопоставлении общеучебных и грамматических умений выявляется их взаимообусловленность. Так, например, при озаглавливании таблицы, назывании схемы умение соотносить название таблицы и название граф таблиц, название схемы и её элементов и умение соотносить грамматическое понятие и его категории формируются одновременно.
Как видно из последнего столбика таблицы, названные умения по-разному реализуются при заполнении и чтении четвероклассниками графической наглядности. К самостоятельному созданию таблиц и схем не готово более 98 % учащихся. В связи с этим, разумно начинать использование графической наглядности с совместного построения таблиц, схем, рисунков, затем поэтапно обучать школьников заполнению готовых форм наглядности, её чтению, и, наконец, созданию. Мы выбрали для рассмотрения системы работы по использованию наглядности именно такую форму деятельности, где учащиеся не только пользуются готовой наглядностью, но и сами создают её под руководством учителя. Для развития познавательного интереса необходим элемент создания, элемент «творчества».
Именно при таком целенаправленном обучении к концу IV класса более 85% учащихся удаётся самостоятельно создавать элементарную графическую наглядность по русскому языку.
Построение обучения выделенным умением возможно при изучении любой грамматической темы. В науке и школьной практике известно, что наиболее сложна для учащихся тема «Глагол», так как глагол обладает богатством значений и форм, сложной системой многочисленных признаков и форм. Поэтому наиболее целесообразно использовать графическую наглядность при изучении глагола.
Анализ изучения темы «Глагол» и сопровождающей наглядности, присутствующей в современных учебниках русского языка для начальных классов показал преимущества учебно-методического комплекта Т.Г.Рамзаевой, который включает «Программу по русскому языку» для четырёхлетней начальной школы. В связи с этим обучение учащихся подчиняется методическим принципам, реализованным в названном комплекте. Работа над формированием системы работы по использованию графической наглядности при изучении темы «Глагол» в IV классе можно начать с частичного создания и заполнения таблицы «Части речи».
До работы с таблицей у учащихся необходимо выяснить, к изучению какой темы они приступают, какие части речи изучали до этого, что общего и что различного у частей речи, что детям пока неизвестно о глаголе по сравнению с другими частями речи. Учитель предлагает провести сравнение частей речи по таблице «Части речи» и выяснить, какие признаки глагола будут изучаться на предстоящих уроках. Так формируются умение соотносить учебную задачу и название таблицы и умение соотносить учебную задачу и грамматическое понятие, необходимо для её решения, создаётся мотив использования таблицы, мотивируется изучение грамматической темы.
В ходе выполнения заданий по таблице результатом познавательного интереса учащихся совершенствуются следующие умения: умение соотносить название строк и столбиков таблицы и содержание ячеек, название времён глаголов, вид глагола и временные формы конкретных глаголов, умение пользоваться пересечённостью таблицы, умение контролировать свои действия, соотносить названия времён глаголов и вопросы к глаголам.
Педагогические заметки:
Социально-педагогические условия повышения эффективности
патриотического воспитания военнослужащих
Система воспитания патриотизма у военнослужащих функционирует в динамичной социальной среде. Особенность современной социальной среды заключается в том, что в российском обществе она имеет нестабильный, неустоявшийся характер и идеологическую мозаичность. Устойчивая линия социального поведения неда ...
Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация - “это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности”. “Можно выделить три этапа в работе по профконсультации: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профес ...
Основные положения преподавания математики в общеобразовательных учреждениях
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Вкл ...