Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий

Информация о педагогике » Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка » Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий

Страница 2

Для формирования мотивации в использовании графической наглядности возможно не только озаглавливание таблицы и решение практической задачи с опорой на наглядность, но и поиск таблицы, способной облегчить выполнение теоретической или практической задачи, обсуждение названия и соотнесение с возможными вариантами использования.

Работа по заполнению таблиц подготавливает учащихся к безошибочному осознанному анализу и использованию богатой графической наглядности учебника. На этом этапе работа направлена на перенос системы умений по использованию графической наглядности из условий её конструирования под руководством учителя и самостоятельного заполнения в условия чтения.

Полезно соотнести название таблицы с названием темы, вопросами «Почемучки», что способствует осознанию учащихся задач наглядности и развитию познавательного интереса.

Также использование наглядности учебника может быть и подготовкой к самостоятельному созданию наглядности. Например, можно предложить детям перенести схему в тетрадь, обозначив принадлежность личных окончаний глаголов к одному из типов спряжения при помощи двух ярких цветов.

Применение графической наглядности решает различные задачи. Среди них можно назвать организацию наблюдений над языковым материалом, обобщение, овладение формулировками понятий и явлений, осознание алгоритмов действий, систематизацию материала, использование наглядности как справочника. Для того, чтобы развить у учащихся интерес, необходимо не только иметь наглядный материал, но и использовать его. Поэтому система развития познавательного интереса учащихся нацелена на умение многофункционально и мотивированно применять ГН на уроках русского языка. Осознание мотивов использования совершенствует умение 1.

На последних этапах изучения темы (в данном случае «Глагол») можно чаще предлагать учащимся самостоятельно использовать элементы наглядности для решения как конкретных, так и для обобщающих и систематизирующих заданий. Учащиеся II класса после целенаправленного обучения самостоятельно создают таблицы для изменения форм глагола, уверенно используют цвет, выделение шрифтом при организации запоминания, с удовольствием соединяют стрелками части схем.

Систематическое использование наглядности позволяет овладеть не только общими знаниями, но и существенно изменить уровень осознанности системы глагольных признаков, повысить гграмотность,и, что самое важное, это результат познавательной деятельности.

Большую помощь в актуализации ранее полученных знаний и мотивации дальнейшего обучения оказывает предложение учителя в начале V класса создать наглядный материал по результатам изучения темы «Глагол» в начальной школе. Так учащиеся быстрее вспоминают признаки понятия и обнаруживают образовавшиеся за лето пробелы. Таким образом, применение наглядности способствует и преемственности в обучении.

Итак, предлагаемая система заданий с использованием графической наглядности направлена на многократное перекодирование информации, одновременное усвоение грамматических знаний и развитие мыслительных операций, обеспечение мотивации учебной деятельности. Этому способствует поэтапное включение учащихся в заполнение, чтение и создание таблиц; опора на материал учебника; применение наглядности на всех этапах работы над понятием; совмещение текстового и табличного материала; переход от работы под руководством учителя к самостоятельной работе с наглядностью; сочетание фронтальных и индивидуальных наглядных пособий; ситуация выбора; создание условий для разнообразного применения наглядности.

В заключении следует подчеркнуть, что в Учебных стандартах и Программах начальных школ не выделяется умение владеть графической наглядностью. Поэтому задача обучения младших школьников использованию наглядности в познавательной деятельности, направленной на овладение родным языком, состоит не в овладении теоретическими знаниями о наглядности, её видах, структурных элементах, а в формировании действий по применению таблиц и схем. В связи с этим показателем успешности работы целесообразно считать сформированность системы практических операционных действий, проявляющихся в условиях заполнения, чтения, создания учащимися графической наглядности.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК
Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0). Таблица 0.0 Лично ...

Организация рабочего места мастера
Рабочее место мастера является важным звеном в организации учебно-производственного процесса: оно должно обеспечивать эффективность занятий и снижение потерь рабочего времени мастера. Организация рабочего места мастера должна соответствовать современным методам обучения, требованиям научной организ ...

Психолого-педагогические исследования по проблемам формирования речевых навыков на уроках иностранного языка
Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языком. Я.М. Колкер в работе «Практическая методика обучения иностранному языку» останавливается подробно на следую ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru