Анализируя результаты проведенных в 2005-2010 годах социологических исследований ценностных ориентаций военнослужащих, можно выделить 4 группы ценностей:
1) общенациональные, патриотические;
2) военно-корпоративные;
3) личностные материальные (меркантильные);
4) познавательные (эвристические) - характерные для обучаемых.
Последовательно продолжающаяся с 1995 года политика на снижение социального положения офицерства и его престижа в обществе привела к тому, что в личностных смысложизненных ценностях начали преобладать материальные (меркантильные).
На первый план у офицеров выходят:
забота о семейном благополучии;
социальная и правовая защищенность семей;
вопросы материально-бытового обеспечения.
Усиливается негативное отношение семейного окружения военнослужащих к их службе в ВС РФ, увеличивается число разводов и суицидов на почве материальной несостоятельности.
В целом иерархию смысложизненных ориентаций офицеров на момент исследования (июль - декабрь 2010 года) статично можно отобразить следующими показателями:
№ п/п |
Смысложизненные ориентации |
2000 год |
2010 год |
1 место - личностные, материальные (меркантильные) ценности | |||
1. |
не удовлетворены материальным положением |
89 % |
94 % |
2. |
не удовлетворены жилищными условиями |
75 % |
82 % |
3. |
не удовлетворены условиями отдыха |
67 % |
92 % |
4. |
низкое денежное довольствие |
63 % |
87 % |
5. |
не удовлетворены заботой государства о ВС РФ |
96 % |
61 % |
6. |
задумываются о смене профессии |
60 % |
65 % |
7. |
видят в Армии возможность решить жилищную проблему |
33 % |
41 % |
2 место - корпоративно-групповые ценности | |||
8. |
рассматривают военную профессию как важное дело |
45 % |
55 % |
9. |
воинские традиции и ритуалы, форма |
14 % |
18 % |
10. |
отмечают высокую ценность коллектива |
26 % |
4 % |
11. |
считают ценностью воинскую честь и достоинство |
29 % |
47 % |
12. |
организованность и упорядоченность образа жизни |
22 % |
53 % |
13. |
утрата перспектив в службе |
до 30 % |
27 % |
3 место - общегосударственные, патриотические ценности | |||
14. |
гордятся причастностью к важному делу по защите Отечества |
26 % |
47 % |
15. |
разочарование в общественной значимости службы |
40 % |
77 % |
16. |
относятся к службе не с полной отдачей (отсутствуют общественно-значимые мотивации) |
60 % |
55 % |
17. |
общее падение престижа военной службы |
45 % |
76 % |
18. |
за годы реформы уволилось молодых офицеров |
70 % |
64 % |
Педагогические заметки:
Организация творческой деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования р ...
Обоснование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей на
занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у УО детей 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...
Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе
математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...