Современное российское общество переживает сложный период поиска эффективных путей выхода из системного кризиса. Существует опасность того, что сложившаяся в стране ситуация приведет к масштабной социальной катастрофе, в том числе к потере боеспособности Российской армии из-за депатриотизации военнослужащих. В условиях, когда армия уже более пятнадцати лет участвует в систематических боевых действиях на своей территории это чревато глубокими политическими и социальными потрясениями.
Воспитание военнослужащего, защитника интересов своего Отечества приобретает в таких условиях особую значимость. Слабая научная разработка проблем патриотического воспитания военнослужащих в российской педагогической науке вообще и вопросов проблем моделирования эффективных систем такого воспитания в особенности, указывают на актуальность проведения исследований по данной теме.
Сегодня их необходимость усиливается рядом следующих обстоятельств как:
усиление мировой нестабильности на фоне силовых действий стран Запада в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, вызвавших глубокий цивилизационно-религиозный конфликт. Российская армия при этом находится в состоянии глубокого кризиса, вызванного поражением в афганской и первой чеченской кампаниях и затянувшегося реформирования, сопровождающегося опасным снижением боеспособности.
события в Чечне, Афганистане, где проводится контртеррористическая операция странами антиталибской коалиции и оккупация Ирака, подтвердили, что в современной войне значимость патриотизма военнослужащих не уменьшилась, а напротив, возросла. В связи с этим проблемы повышения эффективности систем их патриотического воспитания становятся приоритетными, а их моделирование социально значимым.
Патриотизм - профессиональное качество военнослужащих. Он входит в структуру их личностных качеств, закрепленных законом, поэтому развитие патриотизма предполагает особую систему мер, не сводимую только к воспитательным мероприятиям, включающую специальные модели систем, социальные и педагогические механизмы, технологии, ценности, теоретические основания и материальные ресурсы.
Состояние научной разработанности проблемы. Основные исследования в сфере изучения патриотизма военнослужащих приходятся на досоветский период. Они представляют собой в основном позиции по данному поводу известных русских военачальников, публикации методического и практического характера по вопросу воспитания в войсках. Разработке данной проблемы особое внимание уделяли видные деятели российской культуры и науки, педагоги досоветского периода. Данная проблема поставлена в трудах В.М. Бехтерева, И.А. Ильина, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, А.С. Пушкина, П.И. Новгородцева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Сформулированные ими идеи нашли отражение при разработке содержания патриотизма как профессионального качества курсантов и модели системы патриотического воспитания.
Анализу проблем эффективности патриотического воспитания способствовало изучение трудов в области воспитания патриотизма офицеров и курсантов досоветскими, советскими и современными исследователями. К первым относятся труды русских военных педагогов Н.Н. Головина, М.И. Драгомирова, Н.Н. Игнатьева М.Д. Скобелева, П.А. Режепо и других; ко вторым - исследования К.М. Амбарова, А.В. Барабанщикова, Д.В. Волкогонова, В.М. Пузика, В.В. Серебрянникова, Г.В. Средина, С.И. Сьедина; к третьим - материалы исследований С.В. Алешина, А.Д. Лопуха, С.С. Бурды, В.Е. Косачева, С.Д. Мигачева, В.А. Песоцкого, Н.А. Печеня, П.М. Повесимо, А.В. Салихова, С.С. Соловьева, А.Б. Стрельченко, Б.А. Федулова, А.Г. Шабанова и других социологов и педагогов.
Рассмотренные выше позиции как вектор воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии гносеологически детерминированы различными парадигмами системы воспитания в нашей стране и за рубежом, объективно представляя собой значительный научный опыт. Однако реально существует противоречие между необходимостью повышения эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих и недостаточной ее научной и практической разработанностью.
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.
Решение данной проблемы составляет цель исследования: анализ и обоснование содержания современной системы воспитания патриотизма военнослужащих; выявление социально-педагогических условий повышения её эффективности.
Объект исследования: система воспитания патриотизма военнослужащих ВС РФ.
Предмет исследования: выявление социально-педагогических систем воспитания патриотизма военнослужащих.
Гипотеза исследования заключается в том, что система воспитания патриотизма военнослужащих будет эффективной, если:
выявлены адекватные современным социокультурным реалиям социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания;
система учитывает целостную (системную) био-психо-социальную сущность человека и воздействует на все ее компоненты;
система воспитания патриотизма соответствует специфике воинской части и логике учебно-воспитательного процесса;
социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели системы воспитания патриотизма военнослужащих, реализуются в процессе ее деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой сформулированы основные задачи исследования:
Проанализировать сущностные характеристики системы воспитания патриотизма военнослужащих МО РФ и логику ее функционирования с учетом факторов окружающей среды.
Сконструировать эффективную модель системы воспитания патриотизма военнослужащих, соответствующую современному социокультурному контексту.
Определить степень эффективности компонентов современной системы воспитания патриотизма военнослужащих и воспитательных технологий на основе научно-обоснованных методик и критериев. Уточнить в вышеизложенном контексте пути их совершенствования.
Выявить социально-педагогические условия эффективности системы воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.
Методы и источники исследования обусловлены целью, предметом, задачами и логикой исследования: выполнен содержательный анализ философской, педагогической, социологической и естественнонаучной литературы, на основании которого определены методология исследования, объект исследования изучен методом системного анализа. Методами исключенного и включенного наблюдения, экспертных оценок, изучения документов, регламентирующих патриотическое воспитание военнослужащих и практики указанной деятельности, проведения социологических опросов проанализирован опыт работы системы патриотического воспитания. Широко использован метод вторичного анализа материалов ранее проведенных исследований в данной области. Обобщены результаты применения передовых методик воспитания патриотизма.
Опытно-экспериментальная база: 15 отдельная мотострелковая бригада миротворческих сил, 276 мотострелковый полк г. Екатеринбург и Новосибирское высшее военное командное училище.
На защиту выносятся следующие положения:
Сущность патриотизма военнослужащих (патриотизм является профессиональным качеством военнослужащих, носит системно-комплексный характер, включая в себя: социальное чувство (любовь к Отечеству); патриотическую идеологию; духовные ценности; морально-нравственные установки и убеждения; итог этнической самоидентификации (состояние этнического самосознания).
2. Социально-педагогические условия эффективности системы патриотического воспитания (наличие государственной идеологии и ценностей; реабилитация системы жизненных смыслов военных кадров; демократизация военно-служебных отношений; гуманизация военной среды; оптимизация компонентов системы; учет социальных и этнических факторов; надежное управление компонентами системы и воспитательным процессом).
3. Критерии эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих, которые имеют количественно-качественное выражение и отражают ее экономическую и социальную эффективность (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый уровни).
Педагогические заметки:
Особенности речевого дыхания
Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем ...
Средства музыкальной выразительности
Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени последовательностей звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданных человеком и воспроизводимы ...
Математическое развитие младших школьников
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечива ...