Анализ современного состояния патриотического воспитания военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных открытой печати

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Анализ современного состояния патриотического воспитания военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных открытой печати

Страница 2

Данные проведенных в 90-е годы социологических исследований динамики смысложизненных ориентаций военных кадров показывают, что место ценностных ориентаций государственно-патриотической направленности, отражающих общенациональные интересы, в иерархии их ценностных ориентаций последовательно снижается. В короткий срок, с 1992 по 1997 год, число патриотически ориентированных офицеров сократилось с 50 до 30%. Данная тенденция сохраняется.

Причем, динамика патриотических ценностей достаточно жестко детерминирована политикой государства в отношении Вооруженных Сил и реально бытующими в обществе идеологическими установками. Так, определенный рост корпоративно-групповых и патриотических ценностей отмечается в 1993-1995 гг., когда государством декларировалась политика на разумное реформирование ВС РФ, а денежное содержание военнослужащих достаточно регулярно выравнивалось относительно среднего уровня оплаты труда в России и роста прожиточного минимума. В этом отражается детерминация ценностных ориентаций военнослужащих социальными условиями и системой идеологических установок, существующих в обществе. Как следствие функционирования в российском обществе либерально-буржуазной экономической и социальной модели, с 1996 года отмечается устойчивый рост материальных (меркантильных) мотиваций к службе у военных кадров и последовательное снижение места и значимости в иерархии ценностных ориентаций военно-корпоративных и патриотических общенациональных ценностей. В курсантской среде, в силу указанных ранее причин, некоторое повышение ценностных ориентаций военно-корпоративной направленности происходит с запаздыванием на 2 года, начавшись в 1997 году. В целом, общая направленность динамики патриотизма в 90-е годы неизменна. Если в неблагополучном для СССР 1990 году, когда афганская война закончилась военно-политическим поражением, уже в течение двух лет шли вяло текущие национальные конфликты, и завершилась идеологическая подготовка смены общественного строя, число патриотически ориентированных курсантов составляло около 28%, то в настоящее время - 25%. И это циклический рост, число патриотов в 1996 году составляло до 17% опрашиваемых, а указанный рост общенациональных и военно-корпоративных ценностей повторил аналогичный в офицерской среде, но с запозданием на два года. В 1999 году произошло снижение указанного показателя в связи со значительным ухудшением социального положения офицеров и ростом информационно-психологического давления СМИ. С приходом В.В. Путина отмечен рост патриотических настроений, но данное состояние общественного сознания до сих пор не востребовано.

Социальные последствия функционирования современной системы ценностных ориентаций, в которой преобладают меркантильные ценности, как элемента системы воспитания военнослужащих я рассматрел в нескольких аспектах:

1. Социальный аспект. Рост материальных (меркантильных) мотиваций в смысложизненных ценностях военнослужащих объективно привел к чрезмерному оттоку молодых офицеров из ВС РФ (за годы реформ уволилось 70% молодых офицеров). По существу речь идет о процессе дезинтеграции военных кадров как социальной группы. Система подготовки военных кадров стала чрезвычайно затратной. Снизилась духовность, идет рост прагматических мотиваций ратного труда.

2. Военно-профессиональный аспект. Снижение патриотических ценностных мотиваций привело к значительному снижению морального потенциала ВС РФ, о чем объективно свидетельствует опыт боевых действий в Чечне. В моральном компоненте боевого потенциала ВС РФ патриотические ценности - основополагающие, уменьшение их значимости в смысложизненных ценностях офицеров объективно ведут к его снижению. Значительно сократилось число офицеров, которые военную профессию определяют для себя, как пожизненное занятие (60% задумываются о смене профессии, причастность к важному делу по защите Отечества отмечают только 26%) Сегодня ВС РФ, по словам С. Караганова, - мертвая армия.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Я в мире профессии тренинги профессионального самоопределения для подростков
В МОУ для детей МУК, помимо анкетирования активно проводятся тренинги призванные обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данном разделе квалификационной работы мной будет предложена программа «Тренинги профессионального определения». Выбор профессии наиболее важное решение, которое ...

Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...

Сущность самореализации учащихся
Проблема самореализации субъекта приобретает все большую актуальность во многих науках о человеке: философии, социологии, этике, психологии, педагогике и т.д. Начнем изучение интересующего нас феномена с точки зрения психологической науки. В зарубежной психологии проблема реализации человеком своей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru