Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 1

Человечество вступило в эру, когда мир без границ становится реальностью, раздвигает рамки познания людей, творчество – наполняет жизнь смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием. Учить познанию и творчеству – таков императив современного образования. На значимость этого подхода указывал В.А. Сухомлинский, говоря о том, что воспитательный аспект творчества – почти нетронутая целина теории и самый слабый участок практики. Наука до сих пор не определила закономерности становления личности в условиях творческой деятельности. Сделать это сегодня призвана педагогика творчества – особая область педагогической теории и практики. Педагогика творчества – не дань моде. Она открывает путь к воплощению идеи воспитывающего общества, социализация молодёжи в котором является высшим приоритетом.

Ключевым понятием педагогики творчества является творческая направленность личности, исходящая из сформированной потребности в творчестве. Рассматривая потребность в творчестве в развитии, мы предполагаем, что она формируется и реализуется в специально организуемой творческой деятельности. Первичный интерес, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в творчестве, а затем и в жизни – таковы стадии личностного роста в творчестве. В целях достижения реального социализирующего эффекта творческая деятельность должна отвечать следующим требованиям:

1) должна удовлетворять познавательные интересы, увлекать, включать в творческие коллективы,

2) в процессе деятельности должно быть обеспечено достижение реальных достижений,

3) творческие достижения должны вести к личностному росту, прежде всего – к включению механизма самореализации,

4) в процессе творческой деятельности должен обогащаться социальный опыт, формироваться субъектная, нередко – лидерская позиция,

5) задачи, решаемые в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер, стимулировать стремление к интеграции с членами коллектива, развитие лидерских черт.

Творческая направленность представляет собой иерархию мотивов познания, увлеченности, достижений, самореализации, а также производных от них мотивов интеграции, общественной пользы и лидерства. Важным показателем творческой направленности личности является новаторская позиция – творческое, новаторское отношение к действительности. Очевидна близость двух парадигм – теории воспитательных систем и педагогики творчества. В сочетании они дают слияние эффективной организационно-педагогической формы и креативного содержания, гармонизирующее воспитательный процесс.

Воспитательная система как система социальная подразумевает формирование уникальной общности – коллектива, связанного творческой деятельностью и общением, социализирующими людей. Она практически всегда обеспечивает синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов в направлении повышения результативности воспитания. Воспитательная система проявляется атмосферой познания и творчества, формирующейся в коллективе.

На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.

Разработаны основные параметры гуманистической воспитательной системы в творческом коллективе: наличие продуманной программы; гуманистический характер межличностных отношений; личностно и социально значимый, событийный характер деятельности; взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума; наличие зон свободного развития.

Наиболее адекватная воспитательным системам педагогическая технология в работе со студенчеством – организация творческих студенческих коллективов. Под творческими коллективами мы понимаем коллективы, увлеченные решением общих творческих задач. В педагогике творчества они рассматриваются и как цель, и как процесс, и как результат. Значимость их для воспитания заключается в том, что, интегрируя студентов, обладающих различным уровнем творческой мотивации, коллективы за счет действия механизмов мотивации, заражения познанием и творчеством, быстро сплачивают, развивают и социализируют их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Пути взаимодействия и взаимоподдержки воспитательных систем в становлении и развитии личности учащегося
Значительно расширяет представление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семей следует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процесс воспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителей на дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспут ...

Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...

Воспитание экологической культуры личности
Стремительно развивающее­ся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru