Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 4

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот руководитель творческого коллектива, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания – высокое искусство.

Рассмотрим общие условия, определяющие выбор методов воспитания.

Общие условия в выборе методов воспитания:

1. Индивидуальные и личностные особенности членов студенческого творческого коллектива.

2. Условия воспитания и отношения, складывающиеся в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций в работе руководителя студенческим творческим коллективом.

3. Уровень педагогической квалификации.

4. Время воспитания.

5. Ожидаемые последствия.

Правила выбора методов воспитания.

Общий принцип выбора методов воспитания – отношение руководителя творческого студенческого коллектива к воспитаннику. Методы воспитания в свете гуманистического подхода – это не набор чисто профессиональных средств в руках руководителей, равнодушных к судьбе своих воспитанников. Метод требует эластичности, гибкости, даже нежности – эти качества придает ему режиссёр. Рассмотренные выше общие условия выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитательном процессе приходится учитывать и множество тончайших нюансов.

Любое разумное и подготовленное действие руководителя коллективом должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае участники коллектива обретают полезную привычку доводить дело до конца, а руководитель укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому руководитель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние членов творческого коллектива время, когда методы будут применяться.

По характеру методы воспитания в студенческом творческом коллективе делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщённо. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения участников. По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип. Руководитель в полной мере должен владеть всеми методами и приемами воспитательного воздействия на творческий коллектив, не только как руководитель-организатор, но и как руководитель-педагог.

Таким образом, руководитель, несомненно, влияет на создание особой атмосферы в студенческом творческом коллективе .

В идеале создание творческого студенческого коллектива – это создание союза единомышленников. Но практически эта проблема представляет огромные трудности, так как каждый руководитель имеет перед собой по-разному творчески и методологически воспитанных людей. Обычно их делят на одаренных, менее одаренных и совсем неодаренных. Это, пожалуй, единственный критерий отбора студентов в творческий коллектив.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Анализ опыта работы учителя Малькевич С.В. в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка
Необходимо ещё раз обозначить гипотезу нашего исследования. Наша задача состояла в том, чтобы установить, способствует ли использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса формированию коммуникативных навыков у учащихся. Для подтверждения нашей гипотезы и в соответствии с ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормальной скорости психического развития, в котором ребенок, который достиг школьного возраста, продолжает находиться в кругу игровых, дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...

Информатизация образования: плюсы и минусы
Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru